Елена Тенсина
Конспект занятия «Дифференциация букв [Щ]-[Ц]» на логопедическом занятии в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация букв и звуков ц-щ.
Цели:
познакомить детей с буквами Ц - Щ (уточнить артикуляционный уклад и произношение звуков [ц – щ]);
научить детей соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины;
развивать у детей фонематическое восприятие, зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление;
пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация букв [Щ]-[Ц]“ на логопедическом занятии в начальной школе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: стилизованные изображения букв ц - щ;
игрушки щуки и Емели;
2 мешочка с гласными буквами; ряд картинок и ряд слов-карточек;
наборы для составления букв занятия : элементы рукописных и печатных букв ц - щ;
предварительная работа: чтение сказки «По щучьему веленью».
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед : Посмотрите и скажите, на какую букву похожи эти предметы?
-Бачок с краном, коготок кошки - буква Ц, ц.
-Щётка, расчёска - буква Щ, щ.
2. Сформулировать тему занятия, записать ее на доске.
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв по начертанию, соотнесение их со звуками. Уклад и произношение звуков. Нахождение сходств и различий
Логопед : Составьте из элементов буквы ц - щ - рукописные и строчные. Сравните их.
Логопед раздаёт наборы элементов букв для составления Щ-Ц, щ-ц.
Сходства: обозначают согласные звуки, начинаются с одного элемента.
Различия: ц - обозначает твёрдый согласный звук, щ ~ мягкий согласный звук; ц - имеет два повторяющихся элемента, аи}- три.
2. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения
Можно использовать для обозначения букв занятия цифры разного цвета : для буквы ц - синюю двойку (т. к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы щ - зелёную тройку (т. к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента).
Знакомство с Емелей
Логопед : Посмотрите на картинки. Каких сказочных героев вы видите? Запишите их имена. Выделите буквы ц, щ. Припомните других героев этой сказки, в именах которых есть буквы занятия. (Царь, царевна.)
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед : Вы, конечно, помните, что когда Емеля поймал щуку, она просила отпустить её, обещая выполнить три желания Емели. Вот его первое желание.
Послушайте звуки, слоги и слова, топните один раз если услышите звук щ и хлопните в ладоши один раз если услышите ц,
Звуки: щ, щ, и, н, ц, ш, щ, щ, ж, x, ц, и, ц, с, ть.
Слоги: ща, ца, на, ша, що, ищ, иц, ин, ик, ющ, юц, уц.
Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц.
5. Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед : У Емели два мешочка - один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная - на первом.
Образец: ца. щи,.
Первый мешочек: а, о, и, э, у, ы.
Второй мешочек: у, а, о, и, е, ё.
Логопед : Емеля составил из некоторых слогов слоговые цепочки. Прочитайте их.
6. Дифференциация букв занятия в словах
Логопед : Назовите изображенные предметы, запишите их названия. Выделите буквы ц - щ : какую букву обведёте в синий кружок, а какую в зеленый?
Физминутка.
Развитие кинетических представлений
Логопед : Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова. (Щека, перец, щенок, цепь)
9. Развитие логического мышления
Логопед : Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. Выделите буквы ц и щ в названии отгадок. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы щ и ц : Подумайте каким цветом обозначим букву ц, а каким щ.
Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки. (Месяц)
В траве шныряет;
Хвостом мелькает;
Хвост отдаёт -
Другой наживёт. (Ящерица)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
Та вдруг станет чище. (Щетка)
III. Итог занятия
Логопед : Назовите слова с буквой ц,
Назовите слова с буквой с щ.