Папки-передвижки

Конспект занятия «Дифференциация букв [Щ]-[Ц]» на логопедическом занятии в начальной школе

Елена Тенсина
Конспект занятия «Дифференциация букв [Щ]-[Ц]» на логопедическом занятии в начальной школе

Тема: Дифференциация букв и звуков ц-щ.

Цели:

познакомить детей с буквами Ц - Щ (уточнить артикуляционный уклад и произношение звуков [ц – щ]);

научить детей соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины;

развивать у детей фонематическое восприятие, зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление;

пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация букв [Щ]-[Ц]“ на логопедическом занятии в начальной школе» размещена в разделах

Оборудование: стилизованные изображения букв ц - щ;

игрушки щуки и Емели;

2 мешочка с гласными буквами; ряд картинок и ряд слов-карточек;

наборы для составления букв занятия : элементы рукописных и печатных букв ц - щ;

предварительная работа: чтение сказки «По щучьему веленью».

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед : Посмотрите и скажите, на какую букву похожи эти предметы?

-Бачок с краном, коготок кошки - буква Ц, ц.

-Щётка, расчёска - буква Щ, щ.

2. Сформулировать тему занятия, записать ее на доске.

II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв по начертанию, соотнесение их со звуками. Уклад и произношение звуков. Нахождение сходств и различий

Логопед : Составьте из элементов буквы ц - щ - рукописные и строчные. Сравните их.

Логопед раздаёт наборы элементов букв для составления Щ-Ц, щ-ц.

Сходства: обозначают согласные звуки, начинаются с одного элемента.

Различия: ц - обозначает твёрдый согласный звук, щ ~ мягкий согласный звук; ц - имеет два повторяющихся элемента, аи}- три.

2. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения

Можно использовать для обозначения букв занятия цифры разного цвета : для буквы ц - синюю двойку (т. к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы щ - зелёную тройку (т. к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента).

Знакомство с Емелей

Логопед : Посмотрите на картинки. Каких сказочных героев вы видите? Запишите их имена. Выделите буквы ц, щ. Припомните других героев этой сказки, в именах которых есть буквы занятия. (Царь, царевна.)

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед : Вы, конечно, помните, что когда Емеля поймал щуку, она просила отпустить её, обещая выполнить три желания Емели. Вот его первое желание.

Послушайте звуки, слоги и слова, топните один раз если услышите звук щ и хлопните в ладоши один раз если услышите ц,

Звуки: щ, щ, и, н, ц, ш, щ, щ, ж, x, ц, и, ц, с, ть.

Слоги: ща, ца, на, ша, що, ищ, иц, ин, ик, ющ, юц, уц.

Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц.

5. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед : У Емели два мешочка - один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная - на первом.

Образец: ца. щи,.

Первый мешочек: а, о, и, э, у, ы.

Второй мешочек: у, а, о, и, е, ё.

Логопед : Емеля составил из некоторых слогов слоговые цепочки. Прочитайте их.

6. Дифференциация букв занятия в словах

Логопед : Назовите изображенные предметы, запишите их названия. Выделите буквы ц - щ : какую букву обведёте в синий кружок, а какую в зеленый?

Физминутка.

Развитие кинетических представлений

Логопед : Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова. (Щека, перец, щенок, цепь)

9. Развитие логического мышления

Логопед : Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. Выделите буквы ц и щ в названии отгадок. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы щ и ц : Подумайте каким цветом обозначим букву ц, а каким щ.

Рогалик, рогалик,

Золотые рожки!

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки. (Месяц)

В траве шныряет;

Хвостом мелькает;

Хвост отдаёт -

Другой наживёт. (Ящерица)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

Та вдруг станет чище. (Щетка)

III. Итог занятия

Логопед : Назовите слова с буквой ц,

Назовите слова с буквой с щ.

Публикации по теме:

Конспект урока физкультуры в начальной школе «Баскетбол» Цель: Формирование двигательных навыков у обучающихся, привлечение детей к систематическими занятиями физической культурой и спортом. Тип.

Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу»Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу» 25 апреля 2019 года в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ "Муринский ДСКВ.

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш» Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш» Цели и задачи: 1. Учить дифференцировать звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]» в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков и букв (К – Х)». Цель: Учить дифференцировать звуки (К – Х) в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.

Конспект по профилактике плоскостопия и нарушений осанки в начальной школеКонспект по профилактике плоскостопия и нарушений осанки в начальной школе Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа.

Конспект урока английского языка в начальной школе Тема урока:“Hello, Magic friends!” Цели урока: Образовательные: • создать условия для отработки навыков и умений говорения, восприятия речи.

Конспект занятия для детей средней группы Тема: Дифференциация звуков и букв А и У Тема: Дифференциация звуков и букв А и У. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить слушать речевые звуки, соотносить их.

Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с] — [з]» Цели: • Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе. • Сравнивать характеристики.

Конспект занятия в начальной школе «Прогулка по Смоленску. Звук [С]» .

Конспект урока технологии в начальной школе «Блокнот для записей» Тема урока: Блокнот для записей Тип и вид урока: урок открытия новых знаний Цели урока: изготовить блокнот для записей с помощью картона.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация букв [Щ]-[Ц]» на логопедическом занятии в начальной школе
Опубликовано: 29 октября 2019 в 16:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД