Хеликова Татьяна
Конспект занятия «Белокурая берёзка — сокровище русской земли» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Белокурая берёзка – сокровище русской земли» для детей 12-17 лет с ОВЗ.
Цель: Обогащение знаний о пользе берёзы и бережного отношения к ней
Задачи:
образовательные:
-способствовать формированию познавательного интереса к природе родного края;
- расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, целебных свойствах.
развивающие:
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- развивать творческие способности, речь, мышление, память;
воспитательные:
-вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Активизация словаря: береста, чечевички.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рассматривание березы на прогулке, рассматривание ствола, веточек дерева в зимнее время года, рассматривание изображений родной природы.
Оборудование: аудиозапись «Во поле березка стояла», «Времена года» П. И. Чайковского. «Шум леса», «От чего так в России березы шумят». «Голоса птиц в берёзовой роще».
Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Мольберт, краски.
Ход занятия:
-Дети, я приготовила для вас загадку. Если вы её отгадаете, сразу поймёте, о чём пойдёт сегодня речь.
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане, в зелёном полушалке. Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна - nотечет слеза. Берёзка.
-Совершенно верно, это береза. Как вы догадались, что это береза?
Ее вы всегда узнаете по белому стволу. Это единственное в мире белоствольное дерево. Нигде в мире нет такого количества белоствольных красавиц. Поэтому и называют березу русским деревом. Любит наш народ зеленую красавицу, гордится ею. За свою красоту и пользу, которую приносит береза людям, стала деревом - символом России. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Березу считают счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит добро, здоровье.
Много красивых стихотворений написано об этом прекрасном дереве, картин, песен.
-Я хочу прочитать вам моё стихотворение о березке.
Берёзка русская моя,
Стоишь бела ты, как свеча
И от восторга тихо тая,
Любуюсь, взгляд не отрывая.
Горда, красива и стройна
Всегда задумчива, нежна
И как царица величава,
Людьми ты ценишься по праву.
В берёзке стройной всё природа собрала, И равнодушным не оставит никогда Тепло, уют и свет нам дарит. Как может, людям помогает, Хотя в молчании всегда.
Спокойно, радостно, легко,
Когда стоишь возле неё
Волшебных веточек касаясь,
Она как будто окрыляет.
И потому хранит природа в ней
Любовь к России – Родине моей.
Берёзку, милую, родную, издавна считают символом России - нашей Родины. Про берёзу в народе говорят: «Берёзонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на неё человек, и веселее у него на душе становится.
Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
- Ребята, за что же русский народ так любит берёзу?
За красоту и пользу.
Как называется лес, в котором много берёз?
Берёзовая роща, березняк.
Правильно. В берёзовой роще светло и радостно, там легко дышится. Как вы думаете почему?
-Как вы думаете, пахнут ли берёзы? Чем? (Берёзы пахнут Родиной.)
С именем «берёзка» связаны названия городов, сёл, деревень. Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён - добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка?
В девушку, красавицу, принцессу.
Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и нежности.
-Как же ласково, любя, называют русские люди это дерево?
Белая, златокудрая, кудрявая, моложавая, белоствольная, стройная, краса-берёзка, ненаглядная.
В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили:
Первое дело - мир освещать, Второе дело - тепло давать, третье дело - больных исцелять, Четвёртое дело- чистоту соблюдать.
1. В длинные зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.
2. Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.
3. Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.
4. Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ («Вылечился Ваня - помогла баня»).
-Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. Как вы думаете, чего боится берёза и чему радуется?
Радуется солнцу, ветерку, весне, лету, речке, росе, ребятишкам, добрым людям.
Боится урагана, мороза, молнии, вредных насекомых, плохих людей.
А что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?
Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать. Ведь она живая!
-Если бы берёзка была волшебницей, что она смогла бы сделать для нас, леса, животных?
Она бы радовала всех, оберегала, лечила, защищала, очищала загрязнённый воздух, сделала бы всех людей добрыми.
-У слова «берёза» есть слова-родственники. Назовите их.
Берёзонька, берёзовый, берёзовая, подберёзовик, березняк, берёзка, берёзовица.
Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. - Постарайтесь подобрать красивые сравнения к моим выражениям.
Игра «Умный словесник»
Берёзка стройная, словно (девица, молодица).
Ветви берёзки, как (девичьи косички, пышная причёска).
Белые стволы берёзы - будто (сарафан, платье невесты, праздничный наряд, белое лицо красавицы).
Физкультминyrка (под музыку) Мы листики осенние, На ветках мы сидели. Дунул ветер - полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. ветер снова набежал и листочки все поднял. закружились, полетели, И на землю тихо сели.
- Вам хотелось бы оказаться в осенней берёзовой роще?
Тогда повторите волшебные слова: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко. Нам, ребятам, помоги -
в берёзовую рощу нас перенеси!
Дети встают в круг, закрывают глаза. Звучит аудиозапись «Голоса птиц в берёзовой роще.
В центре круга картина И. И. Левитана «Золотая осень.
- Откройте глаза. Вы удивились? Это волшебное солнышко помогло нам очутиться в этой берёзовой роще. Опишите то место, у которого вы оказались.
1. Я стою возле одинокой берёзки на берегу реки. Может быть, эта берёзка обиделась на своих шумных подруг, вот и отбежала на другую сторону реки. Её листочки горят на солнце, будто золотые монетки. Ветер колышет её веточки, что-то нашёптывая, а речка журчит и напевает песенки. Эта берёза очень нарядная, яркая, пёстрая. Она смотрит на своё отражение в реке, как в зеркало, и любуется собой.
2. Я стою возле искривлённой берёзки. Видно, в роще ей не хватило света, и она тянулась к солнцу, изгибая свой тонкий, гибкий ствол, чтобы при коснуться к солнечным лучам и порадоваться солнышку.
3. Я оказался возле большой старой берёзы. Она высокая, красивая, пышная.
4. Я возле берёзы, ветки которой опущены вниз. Это плакучая берёза. Если кому-то грустно, подойдёт он к такой берёзе, обнимет ствол, а она погладит своими руками-веточками, и сразу станет легко и спокойно на душе. Мне эта берёзка очень нравится!
- Вот как красочно в своём стихотворении описывает осенние берёзы поэт Найдёнов.
Как хорошо в гостях у осени
среди берёзок золотых. Подольше б золота не сбросили. Стоял бы лес - багрян и тих.
- Дети, чтобы нам вернуться, необходимо вспомнить слова, которые помогли нам попасть в берёзовую рощу. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко. Нам, ребятам, помоги.
Из берёзовой рощи нас перенеси!
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы: Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету. Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя. Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое. - Какое впечатление у вас от нашего занятия? А хотелось бы вам «вырастить» свою берёзовую рощу? Я увидела, как очаровало вас это сказочное дерево. Предлагаю вам нарисовать свою берёзу - кто-то нарисует одинокую берёзку, кто-то берёзовый «хоровод». (Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского.) - МОЛОДЦЫ, ребята. Целая берёзовая роща выросла у нас! Она украсила нашу группу. Где бы ни росла берёзка - всюду она приносит людям радость и свет. И быть ей на наших просторах всегда, потому, что вечна земля Русская! - Я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)
Рефлексия: «Закончи фразу…»
-Я думаю, что после сегодняшней беседы….
- Я надеюсь, что в будущем …
- Мне все было непонятно …
-Теперь я буду стараться….
- Я узнал….
-Меня удивило….
-Мне захотелось…
-Я буду стараться …
-Мне все понравилось.
Спасибо вам за занятие! Вы все молодцы!