Виктория Яковлева
Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение множеств»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 67
г. Комсомольска-на-Амуре
Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей с интеллектуальной недостаточностью (третий год обучения)
Тема: «Сравнение множеств»
Учитель-дефектолог: Яковлева В. Ю.
Апрель 2019 г.
Цель: Развивать мыслительные операции у детей (сравнение, обобщение, умозаключение) в процессе сравнения между собой двух множеств.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Сравнение множеств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Подводить детей к пониманию того, что количество сыпучих и жидких тел не зависит от объемов сосуда, формировать простейшие измерительные навыки.
2. Продолжать учить сравнивать два множества по количеству и уравнивать их.
3. Совершенствовать навык сравнения контрастных по величине предметов.
4. Продолжать формировать счетные навыки, умение производить заданное количество движений в пределах трех.
5. Закреплять умение выкладывать из палочек геометрические фигуры, елочки из треугольников, соотносить фигуру и форму предмета.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие мыслительной и речевой деятельности, координации движений.
2. Актуализация математического словаря.
Воспитательные задачи:
Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброту и отзывчивость.
Материалы и оборудование:
Мягкие игрушки мишка и зайчик, баночки одинакового размера для демонстрации, манная крупа, подкрашенная вода, высокая бутылка, широкая емкость, одинаковые стаканы, мисочки и ложки по количеству детей, счетные палочки, шнурки, зеленые треугольники разного размера и один маленький квадрат по количеству детей, картинки с изображением предметов разной формы.
Этапы занятия Ход занятия Коррекционная направленность
I Организационный момент.
Сядет тот, кого я назову ласково.
Эмоциональный настрой
II
Основная часть.
III Итог занятия.
Работа у демонстрационного стола, дети сидят.
1. - К нам сегодня в детский сад на занятие пришли гости : Мишка и Зайчик.
- Откуда они пришли? (из леса)
Они хотят с нами поучиться считать и посмотреть, как вы занимаетесь. Они долго шли из леса, устали и проголодались. Пусть они пока отдохнут, а мы сварим для них манную кашу. Сначала нужно померить крупу.
На столе рядом 2 баночки с манкой одинакового размера.
- Поровну ли крупы в банках? Поставим их
рядом. Манка из одной баночки с помощью воронки пересыпается в высокую узкую бутылку.
- В этой банке крупы стало больше или осталось столько же? Что нужно сделать, чтобы узнать? Давайте проверим. Снова пересыпем крупу обратно и сравним с другой банкой. Крупы осталось столько же. Как мы догадались? (увидели)
Затем пересыпаем крупу в широкую тарелку.
- А сейчас поровну ли крупы в банке и тарелке или крупы стало меньше? Проводится аналогичная работа. Затем крупа пересыпается в 2 миски.
- Какой мы можем сделать вывод? Количество крупы не зависит от размера посуды.
2. Самостоятельная работа детей за столами.
- Сейчас мы будем варить манную кашу. В первую мисочку для зайчика насыплем 3 ложки крупы, а во вторую для мишки 4 ложки. Чтобы не запутаться, после каждой ложки будем откладывать красную фишку. Дети проговаривают предстоящие действия.
- В какой миске крупы больше? Меньше? Почему?
- Зайчику будет обидно, что у него каши меньше? Что надо сделать, чтобы крупы было поровну? Добавить еще 1 ложку, поставить мисочки рядом, проверить.
- Чтобы сварить кашу, нужно добавить воды или молока. Мы добавим в крупу воды и все перемешаем. Получилась каша. Угостим наших гостей.
3. - Мишка и Зайчик поели и теперь их нужно напоить компотом. На столе банка с подкрашенной водой и 2 одинаковых стакана.
- Стаканы пустые или полные? Наливаем воду в стаканы в одинаковом количестве.
- В каком-то стакане компота больше или в обоих стаканах одинаково, поровну? Давайте поставим их рядом. Вызывается 1 ребенок и переливает воду в узкую бутылку.
- Компота в бутылке стало больше или осталось столько, сколько было в стакане? Давайте проверим. Вода вновь переливается в стакан.
- Компота не стало больше, потому что его не добавляли. Аналогичную работу проводит другой ребенок, переливая воду в широкую емкость. Затем вода переливается в стаканы, и дети поят компотом Мишку и Зайчика.
- Какой сделаем вывод? Количество не зависит от размера посуды.
4. Физкультминутка
Как зайчата
Дети стоят лицом вкруг, делают ушки из пальчиков на голове.
Раз, два, три
Выполняют три прыжка на носочках обеих ног
Как бельчата
Сгибают руки перед грудью, как лапки у белки.
Раз, два, три
Выполняют три прыжка на носочках обеих ног.
И как мишка
Ноги на ширине плеч, руки опущены.
Раз, два Топают сначала правой, потом левой ногой.
Как лосишка
Делают из ладошек рога на голове.
Раз, два Топают сначала правой, потом левой ногой.
И как ежик быстро раз.
Быстро приседают, группируются.
Не откроем наших глаз.
Сидят сгруппировавшись и закрыв глаза
- Поиграем вместе с Зайчиком.
«Зайка серенький сидит»
5. - Мишка и Зайчик пришли не с пустыми руками. Они принесли с собой вот этот чудесный мешочек и хотят поиграть с вами.
Игра «Чудесный мешочек» на угадывание геометрических фигур.
Дети выкладывают для Мишки и Зайчика геометрические фигуры из палочек: треугольник и квадрат.
- Чем отличаются фигуры? (углы и стороны)
- Сколько палочек понадобилось для выкладывания треугольника, квадрата? Для какой фигуры понадобилось палочек больше? Почему?
6.- Давайте это проверим. Нарисуем палочки на песке и сравним.
- Сделаем пальчиковую гимнастику:
Вот что Мишка рассказал:
Захотелось хитрой лисичке кого-нибудь поймать
Упражнение Лисичка, затем пальцы сцепляются «в замок» -
Или птичку или рыбку,
Выполняют упражнение Птичка, затем Рыбка
Или зайку или мышку,
Выполняют упражнение Зайчик, затем Мышка
Но птички улетают, рыбки уплывают,
Упражнение Птичка, скрещенными руками по кругу, Рыбка, движения рук от себя
Зайки убегают, мышки прячутся в норку.
Упражнение Зайчик, движения рук от себя. Хлопок в ладоши за спиной.
Работа у стола с подсветкой на песке.
Один ребенок рисует на песке 3 палочки, другой 4. Сравнение и уравнивание количества палочек.
6. Дети садятся.
-Из чего можно сделать круг? (из шнурка)
Какая фигура на столе лишняя? Почему?
- Подберите к фигурам из тарелочек нужную картинку, что бывает такой формы.
7. - Ребята, Мишка и Зайчик нам принесли вот эти конверты. Они хотят с вами поиграть и хотят, чтобы вы сделали деревья из геометрических фигур.
- Посмотрите, какие у вас фигуры и назовите их ( зеленые треугольники: большой, поменьше, еще меньше и маленький, и коричневый квадрат).
Дети выкладывают треугольники на столе в порядке возрастания.
- Какие деревья можно сделать из этих фигур? (елочки)
Дети выкладывают на столе елочки.
- Какой чудесный лес из елочек!
8. - Ребята, нашим гостям - диким животным пора возвращаться в лес, а вам в группу. Вам понравилось наше занятие? А что вам особенно было интересно? Что запомнилось?
Зрительное восприятие
Мышление
(сравнение)
Слуховое
внимание, развитие
памяти, двигательное восприятие
Развитие зрительного восприятия, мышления
Умение производить заданное количество движений
Тактильное восприятие
Развитие
мелкой моторики
Сравнение
Зрительное восприятие, мышление
Аналитико-синтетическая деятельность,
Самоконтроль
Память