татьяна лунова
Конспект итоговой интегрированной НОД по ФЭМП «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в космос».
Публикация «Конспект итоговой интегрированной НОД по ФЭМП „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Задачи: Закрепить знания детей в названиях, последовательности дней недели, умение составлять число из двух меньших чисел, умение ориентироваться на плоскости листа и во времени, решение и составлении задач, умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, отсчитывать нужное количество денег. Упражнять в обратном счёте в пределах 20, узнавать и называть геометрические тела, конструировать фигуры по словесному описанию. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, за, между, перед.
Развивать память, логическое мышление, умение логически мыслить, рассуждать, доказывать, смекалку, речь, память. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, интерес, старание.
Материал и оборудование: демонстрационный: звезды с цифрами, геометрические тела: куб, цилиндр, шар, конус, пирамида, паралепипед, карточки с примерами, сундук, игрушки с ценами, часы с разным временем, ракета, солнце, картинки планет, звезды с вопросами.
Раздаточный: листы бумаги, цветные карандаши, числовые домики, цифры, счетные палочки, деньги, веселые ракеты.
Ход ННОД:
1. Организационный момент:
В. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. - В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
В. – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.
На вопросы отвечаем, звездочку в награду получаем.
Подарите свои улыбки друг другу, мне и нашим гостям. Вот таких пригожих и улыбающихся приглашаю поиграть.
Отгадайте загадку: Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звёзды) Дети, вы любите смотреть на звёзды? (Да)
А кто знает, что такое звёзды? (огромные раскалённые газовые шары).
А всё таки это здорово
Что ночью звёзды светятся.
Дети, весь необъятный мир, который находиться за пределами Земли зовут космосом, другими словами Вселенная.
Ребята, а вы бы хотели отправиться в космическое путешествие к далёким звёздам? (Да).
А на чем мы отправимся, отгадайте загадку: Чудо-птица синий хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета).
Да, полетим мы с вами ребята на ракете. Но в путь могут отправиться только самые смелые, дружные и сообразительные ребята. На пути будут встречаться разные преграды и мы должны их преодолеть.
Кто летает на ракетах? (космонавты). Какими должны быть космонавты? Космонавты мужественные люди, работают в необычных условиях невесомости. Ещё космонавты хорошо знают математику, умеют считать, точно выполняют задания.
Как называют группу космонавтов, которые летят в одной ракете? (Команда, экипаж).
Для того, чтобы ракета взлетела, нам необходимо произвести обратный отсчет. От 20 до 1.
2. Космонавты встали, слушаем команду! Надеть скафандры! Застегнуть шлемы! Сесть в космическое кресло, пристегнуться! Начинаем отсчет времени в обратном порядке от 20 до 1. Пуск! Поехали! (Звучит космическая музыка) Наш полет начался. Мы оторвались от Земли, летим в космосе.
А пока летим быстро отвечаем на вопросы
Какая планета самая близкая к Солнцу? (Меркурий).
Самая дальняя? (Плутон).
Солнце – это звезда или планета? (Звезда).
Как называется наша галактика? (Млечный путь).
У какой из двух планет есть кольца, у Сатурна или Венеры? (Венеры?
Что такое комета? (Ледяная глыба).
Что такое созвездие? (Группа звёзд образующих фигуры в небе).
3. Приземляемся на первой планете под названием…Меркурий
Обратите внимание на разнообразие звёзд в космосе, а на них различные цифры. Нужно определить и назвать пропущенное, последующее и предыдущее число.
Звёзды собираются в различные созвездия. В ночном небе можно увидеть многие из них.
Полёт продолжается.
4. Посмотрите в иллюминаторы, какие планеты мы с вами пролетаем? Венера.
Внимание! Поступил сигнал тревоги! К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Их много. Мы спасёмся, если правильно назовём на какую фигуру похож каждый осколок. ( Дети называют геометрические тела: конус, цилиндр, шар, куб, параллелепипед, пирамиды).
Сколько всего было осколков. Молодцы космонавты, нам удалось избежать столкновения с осколками метеорита.
Полет продолжается. Внимание к нам приближается неопознанный объект. Из за него произошел сбой в компьютере, нужно срочно починить его:
5. Игра: «Рисуем по клеточкам». Отступите от левого края 5 клеточек вправо и поставьте точку. От точки 10 клеточек вниз, 5 клеточек вправо, 10 клеточек вверх, 5 клеточек влево. Что у вас получилось? Теперь можете его самостоятельно, превратить в ракету, дорисовав необходимые детали.
Молодцы, космонавты, все справились с заданием. Благодаря вам ракеты работают исправно.
Скажите, космонавты, кого можно встретить в космосе?
Я тоже так думаю. Ребята, посмотрите, инопланетяне приготовили для нас странные задачки. Попытаемся их разгадать?
6. Игровое задание «Посчитайка».
- Сколько хвостов у семи ослов?
- Сколько носов у двух псов?
- Сколько ушей у пяти мышей?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Если сестра старше брата, то брат?
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг).
- Из под ворот видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (4)
- Сестре четыре года, брату шесть лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится шесть лет. (8 лет).
- Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой ослик 10 кг ваты. У кого груз тяжелее?
- В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки- три кошки. Сколько кошек в комнате? (4)
- У одного цветка четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков. (8)
7. Внимание! Мы опускаемся на ближайшую планету Марс. Выходим из корабля и немного разомнемся.
Физкультминутка
Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете (соединить руки над головой)
И открою все планеты! (обвести руками большой круг)
Садимся в ракету, летим дальше. Скажите космонавты, нравится ли вам наше путешествие? И мне очень нравиться.
Летит наша ракета дальше. И вот следующая планета Юпитер. Ребята, вы слышите какие-то голоса. (да)
8. Представьте, что наша группа – это «Звёздный городок» и нам необходимо подготовиться к полёту. Но вот проблема в звёздном городке построили дома для будущих космонавтов, но не успели заселить всех жильцов.
Игра «Числовые домики». Расставьте цифрами по сколько человек можно заселяться в комнаты. На крыше указано количество человек на одном этаже. Работаем дружно, командой. Проверяем задание. Молодцы, все справились на отлично.
9. Продолжаем наше путешествие. Решаем задачи.
- На орбитальной станции " Байконур" было 8 ракет, 2 ракеты улетели в
космос. Сколько ракет осталось на станции?
- В темном небе десять звезд ярко засияли, две из них сорвались вниз – мы желанья загадали… Теперь слушайте вопрос: сколько же осталось звезд.
Здесь какие-то схемы. Можно ли по этим схемам придумать задачи?
Прежде чем вы составите задачи, давайте вспомним:
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, ответ)
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (два)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
Воспитатель: - молодцы, ребята. Теперь, попробуем справиться с этим заданием.
Схема № 1: 7+1=
Давайте составим условие задачи. (Составляет один ребенок). Какой вопрос мы можем задать? Давайте вместе решим эту задачу.
(Выставляется на доску цифра 7, Что произошло потом, какую теперь цифру нужно поставить? (1). Какой знак мы поставим, между цифрами 7 и 1 (+). Вспомните, какой вопрос мы поставим? (сколько стало). Чтобы узнать ответ, какой знак надо поставить после цифры 1 (=). Молодцы. Сколько будет 7+1 (8). (Выставляется цифра 8).
Молодцы, вы посчитали правильно. Кто даст полный ответ на вопрос задачи? Кто повторит всю задачу?
Схема № 2: 10-1=
Придумайте только условие задачи (дети составляют условие задачи без помощи педагога). Какой вопрос поставим? (Сколько осталось). Самостоятельно выложите решение и ответ задачи с помощью цифр, которые лежат у вас на столах. (Дети составляют арифметическое выражение). Кто даст ответ на вопрос задачи? Молодцы. Кто повторит всю задачу? (Повторение задачи
10. Игры на ориентировку во времени.
-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)
-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
- Как устроены часы?
- Что показывает маленькая стрелка?
- Что показывает большая стрелка?
- Сколько минут в часе?
- Сколько секунд в минуте?
В космосе постоянно темно и поэтому космонавту нужно хорошо знать время. Дети, скажите, как космонавт может определить, когда кушать, ложиться спать, тренироваться. (смотрят на часы)
А вы умеете определять время? Давайте проверим, смотрите на часы и определите время.
Космонавты завтракают в шесть часов утра. Найдите эти часы и покажите.
В десять часов тридцать минут занимаются физическими упражнениями. В 9 часов вечера космонавты ложатся спать найдите часы, которые показывают это время. Молодцы космонавты. А теперь посмотрите на наши большие часы, они показывают то время, когда начнётся полёт? Так, когда же он начнется? Полёт продолжается.
11. Садимся в ракету, летим дальше. Скажите космонавты, нравится ли вам наше путешествие? И мне очень нравиться.
Работа со счетными палочками.
- Возьмите 5 палочек и выложите на столе 2 треугольника;
- 7 палочек 3 треугольника;
- 10 палочек 3 квадрата.
12. Ребята мы приземлились на последней планете. Здесь нас ждет сундук.
Вос-ль: (читает) для того, чтобы открыть сундук, необходимо выполнить задание.
Вос-ль: ребята, сундук волшебный и нам не как его не открыть, вы готовы выполнить задание?
Дети отвечают на вопросы.
1. Назови соседей среды впереди и после нее.
2. Перед пятницей какой день недели?
3. После субботы какой день недели?
4. Между какими днями стоит понедельник?
Вос-ль: молодцы, ребята, вы справились с заданием, сейчас проверим откроется ли наш сундук. Сундук открылся.
13. Что же в сундуке? Деньги. Ребята, а вы бы хотели купить себе на память о нашем сегодняшнем путешествии сувениры из космоса? Держите деньги, смотрите внимательно на цены, и правильно отсчитывайте необходимую сумму. Игра: «Магазин». Ну что, все ребята приобрели себе сувениры на память, тогда предлагаю всем занять места в ракете и отправиться обратно на Землю, в наш родной детский сад.
14. Итог. Ребята, понравилось вам сегодняшнее наше путешествие? Какие задания вам понравились? В чем вы испытывали трудности? Вы меня сегодня порадовали. Вы были молодцы!