Наталья Савчук
Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребенком
педагога – психолога коррекционных групп
для детей с РАС Савчук Н. В
Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.
2. Побуждение к визуальному контакту с педагогом – психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».
Публикация «Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком» размещена в разделах
3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».
4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.
5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.
6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.
7. Активизация звукокомплексов.
8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.
Методы:
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
Методические приемы:
1. Игровой.
2. Повторение.
3. Вербальный
4. Невербальный.
5. Дидактические упражнения.
Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.
Ход занятия:
1) Организационный момент.
Педагог-психолог (я) беру девочку за руки, приветствую её. Спрашиваю, как её зовут (беру руку ребенка, прикладываю к её груди, и говорю: «Я-Ульяна», а затем, используя прием «рука в руке» - называю свое имя: «Наташа»).
2) Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь Ульяны, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой). Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.
3) Речедвигательное упражнение «Пароход».
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение:
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он, словно печка.
(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).
4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела!
5)Пальчиковая гимнастика «Замок».
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:
На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (Стучим «замочком» по столу)
Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)
Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)
И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)
6) Игра «Цветные окошечки».
Педагог-психолог (я) раскладываю перед ребенком разноцветные карточки с изображением котенка, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию. Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат».
(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).
7) Упражнение «Геометрические фигуры».
Педагогом-психологом (мною) используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.
(Педагог-психолог (я) раскладываю на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенку фигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).
8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.
Педагог-психолог (я) предлагаю Ульяне картинки с изображением животного или транспорта. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.) Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.
9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».
Педагог-психолог (я) предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 12 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).
10) Релаксация «Пузырьковая колонна».
Педагог-психолог (я) предлагаю в конце занятия Ульяне подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является - релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).
11) Итог. Педагог-психолог (я) хвалю ребенка, за то, что он хорошо работал на занятии. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю Ульяне встретиться в следующий раз).