Ирина Заиграева
Конспект занятия по формированию духовно-нравственной основы личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника.
Задачи:
1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях русского и бурятского народа.
2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.
3. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре русского и бурятского народа.
5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.
Формы и методы : наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Словарная работа: традиции, обычаи, предки,
Публикация «Конспект занятия по формированию духовно-нравственной основы личности дошкольника» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья», «Наши традиции».
Материалы и оборудования: фотографии семей; проектор; экран; картинки с изображением русских старинных и современных вещей, посуды, одежды; подушки и коврики для детей; схема "синквейн";цветные конверты с разрезными картинками; куклы в национальных бурятских костюмах; макеты юрт; элементы бурятской одежды;
Проблемная ситуация: Как узнать, как жили наши предки?
Ход занятия : Дети входят в группу, встают в круг.
Приветствие:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у нас фотографии и картинки развешаны в группе. Кто на них изображено?
Ответы детей (люди, семьи).
Воспитатель: Правильно, это семья. А как вы понимание, что такое семья? Для чего нужна семья? У кого должна быть семья?
Ответы детей (это самые близкие и родные люди).
Воспитатель: Конечно, ребята. Семья - это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, живут в одном доме, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу с уважением, говорят друг с другом ласково.
В каждой семье есть свои традиции и обычаи, которые они передают их из поколения в поколение. А что такое традиция?
Ответы детей. (Это то, что передаётся от наших бабушек и дедушек).
Воспитатель: Скажите, ребята, от кого пришли традиции в вашу семью?
Ответы детей (от наших дедов, прадедов, предков).
Воспитатель: Мы с вами живем в самой большой стране - России. Наша страна многонациональная. А какие нации проживают у нас в городе?
Ответы детей. (буряты и русские).
Воспитатель: Правильно. А хотите ли вы знать, как жили наши предки?
Ответы детей (да).
Воспитатель: А как же нам узнать, как и где жили наши прадеды?
Ответы детей (Можно прочитать в книгах, в интернете, отправиться в прошлое на машине времени).
А давайте с вами отправимся в прошлое на самолёте и сами всё посмотрим и узнаем.
Дети встают в колонну по 2 человека. Закрывают глаза, делают круг по группе, звучит музыка. На экране анимация неба.
Звучит русская народная.
Воспитатель: Ребятки, вы что - нибудь слышите?
Ответ детей (мы слышим русскую народную мелодию).
Воспитатель: А как вы догадались, что это именно русская народная?
Ответы детей (В музыке слышится балалайка, ложки).
(Показ презентации быт русского народа - беседа).
В группе стоит сундук, в сундуке лежат картинки к игре "Найди пару".
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас?
Ответ детей (Сундук).
Воспитатель открывает сундук и достаёт картинки, с изображение старинных и современных вещей.
Воспитатель: интересно для чего они?
Ответы детей (может нужно найди каждой картине пару)
Воспитатель: Ну давайте, попробуем.
Каждому из ребёнку раздаются картинки с изображением старинных вещей и вещей нашего времени. Ваша задача, найти себе пару, т. е. чем пользовались раньше наши предки и чем сейчас пользуемся мы.
(Проводится игра).
Воспитатель: Ну, что, ребята, каждый нашёл для себя пару?
Ответы детей (Да).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с традициями и бытом какого народа мы с вами познакомились?
Ответы детей: с русскими.
Воспитатель: Ну, что вы готовы теперь отправиться на бурятскую землю?
Ответы детей (да).
Воспитатель: Ну что же полетели дальше.
На экране анимация неба и музыка.
Неожиданно музыка меняется на бурятскую мелодию
Воспитатель: Ребята, вы слышите эти звуки? На что они похожи?
Ответы детей (на бурятскую музыку).
Воспитатель: И верно. Посмотрите что тут есть. Ребёнок проводит мини-экскурсию по музею с элементами бурятского народа. (На столах стоят макеты юрт, куклы в национальных костюмах, бурятские настольные игры). Дети проходят, рассматривают атрибуты.
Воспитатель: Как и у любого народа, у бурят есть свои традиции и обычаи.
Наибольшим счастьем считается рождение в семье мальчика. С самых ранних лет дети познают традиции и обычаи бурятского народа. Мальчиков учат обращаться с лошадьми, уверенно держаться в седле и стрелять из лука, а девочек – помогать по хозяйству и народным ремеслам. Дети обоих полов познают также традиции общения с миром духов, воспитываются с глубоким чувством уважения к мудрости старших. Буряты славятся как гостеприимный народ. С незапамятных времен для этих людей одним из важнейших был принцип взаимопомощи и взаимовыручки. Каждый бурят считает своим долгом поделиться тем, что у него есть, с менее обеспеченным соседом. В этой стране каждого постучавшего в дверь сначала угостят чаем, и только после спросят, что случилось.
Многие правила воспитания не устарели идо сего времени.
БОЛЬНОГО НАВЕСТИТЕ.
НЕ ПРОПУСТИТЕ ЧЕЛОВЕКА, НЕ ПОПРИВЕТТВОВАВ ЕГО.
ПОЛУЧИВ ДОБРО, ПОМНИ, А СДЕЛАВ -ЗАБУДЬ.
НЕЛЬЗЯ БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ, КОГДА МАТЬ И ОТЕЦ ТРУДЯТСЯ.
А давайте с вами сыграем в игру с весёлыми человечками.
Игра "Юрта " (синквейн).
1. - Что это? (юрта)
2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)
3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)
4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)
- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.
В круглой красивой юрте живут буряты.
- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
Воспитатель: Интересно, что же лежит в этих красивых конвертах? Посмотрим?
Ответы детей (да).
Проводится игра "Собери картинку" по подгруппам.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Вот мы с вами и познакомились с историей, традициями и культурой русского и бурятского народа. Вот и настало время возвращаться нам вами к себе в группу.
Звучит музыка, дети возвращаются "на самолёте" назад.
Воспитатель: Скоро у нас с вами будет праздник наших любимых, дорогих и родных мам. Что мы делаем в этот день?
Ответы детей (делаем подарки своими руками).
Воспитатель: Давайте каждый решит, кто какой подарок сделает для своей мамы.
Дети садятся за столы и изготавливают подарки.