Наталия Мищенко
Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда, формируются потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.
Публикация «Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании» размещена в разделах
«Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, развлечений, досугов и посиделок. Праздники в детском саду и семье начинаются с осени. Детям предлагаются праздничные развлечения, сюрпризы. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха. Первым таким праздником является – «Прощай лето, здравствуй Осень». С октября начинаются народные календарные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека. Осенние праздники и развлечения - «Осенины», «Моя родина – Россия»,«Зимушка-зима». Участок детского сада зимой преображается : ледяные горки, снежные постройки. Самым любимым и запоминающимся является масляная неделя и сам праздник «Масленица». Дети каждый год ждут его с нетерпением. Всю неделю идет подготовка, детям на занятиях рассказываются о традициях и обрядах народа, разучиваются масленичные песни, проводятся народные подвижные игры. Запоминающимся моментом праздника является катание на санном поезде, спортивные состязания, угощение блинами, а так же сам кульминационный момент сжигание масленицы. Также детям нравятся такие зимние праздники и развлечения – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Зимние посиделки у огонька»,«Защитники отечества».В весеннее время года проводятся такие праздники как «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». В течение года организуем и проводим акции: «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистое село». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей : «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Новогодние сувениры», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего возраста организуют итоговые беседы. Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему тот или иной праздник отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда. Познавательные беседы развивают мышления ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях, их внешнем виде и украшениях и др. Совместно с родителями расширяем круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомим с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре : как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т. д.)
Одним из средств формирования нравственных представлений дошкольника является сказка. Она учит ребёнка жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. В сказках четко прослеживается грань между хорошим и плохим. Дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки «Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В. Ф Одоевского «Мороз Иванович», А. С Пушкина «Золотая рыбка»и другие. В них дошкольники впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Активно используем и такую форму работы, как посещение музея МОУ ООШ с. Антоновка, руководитель музея учитель истории Передреев Г. А.
Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. В детском саду создан мини-музей «Чайная посуда», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,изделия старины. В ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой, символикой Саратовской области, Дергачевского района, уголок «Никто не забыт, ничто не забыто». Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.