Афонина Наталья
«Путешествие на Северный полюс». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс»
Возрастная группа : старшая
Цель занятия : формирование у детей представлений о Северном полюсе.
Задачи занятия :
Формировать элементарные представления детей о животных севера, климатических особенностях среды их обитания.
Темочки:
Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
Материалы и Оборудование: Мультимедийное оборудование, глобус; лупы, контейнеры с водой, масло, контейнеры с водой по количеству детей, салфетки, кубики льда, краски, листы, раствор для рисования.
Ход занятия:
Методы, приемы, технологии: рассказ, беседа, наблюдение, физкультминутка, опытно – экспериментальная деятельность, рефлексия
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна! Я очень рада с вами познакомиться! Давайте встанем вместе в круг и правую руку положим на сердце, вы чувствуете тепло которое излучает сердце. Тепло потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Возьмемся за руки и передадим тепло и доброту через ладошки друг другу.
Ребята, как спалось вам сегодня? А какие сны вам снились: красивые и добрые? (Ответы детей) А мне сегодня приснился волшебный сон. Я путешествовала в царство снега и льда. Там было очень холодно, но было так красиво: всё сияло, переливалось, кружилось. Кто догадался где я путешествовала во сне? (На Севере) .А вот еще одна подсказка, посмотрите на стол, как вы думаете почему эти игрушки на столе? Где же я путешествовала во сне? Молодцы ребята. Это Северный полюс, самое холодное место на планете. А вы хотите отправиться в путешествие на Северный полюс и посмотреть на белых медведей, на айсберги и северное сияние. Но, прежде чем добраться до северного полюса, давайте посмотрим на глобусе - где же он находится? Посмотрите, какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей). Коричневый цвет это горы. Синий цвет это моря. Северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет, потому что –Северный полюс— это ледяная пустыня. На Севере нет земли, там только океан, покрытый льдом. Ну раз там так холодно, нам необходимо одеться. Надеваем шапку (имитируют движения, перчатки, чтобы руки не замерзли, валенки, чтоб ногам было тепло и т. д.
2. Поисковый этап. Все готовы к путешествию. Я предлагаю отправится в путешествие на самолете, так будет быстрее. Завели моторчики….Взлетаем… полетели….облетаем препятствия.
Мы пролетаем над Северным ледовитым океаном, толщина льда равна высоте 3-х этажного дома. Здесь всегда холодно и летом и зимой. Мы приземляемся.
Ребята, посмотрите, как красиво на Северном полюсе (подходят к телевизору и смотрят слайды)
3. Практический этап. Ребята, а как вы думаете что происходит с животными которые добывают себе пищу в воде?. Вот например, медведь, поплавал вышел из воды, а на улице такой мороз. Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе (ответы детей). Белый медведь выйдя из воды покрывается льдом? Нет. Хотите проверить?
Дети: Да.
Давайте зайдем в научную лабораторию и проверим. Напоминаю правила работы в лаборатории:
• Приступать к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
• Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
• Содержать своё рабочее место в чистоте.
• Не трогать во время опыта руками лицо и глаза.
• Ничего не брать в рот.
Исследовательская деятельность.
В емкость с водой опустим руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Так что спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (ответы детей) Шерсть пропитана жиром.
Вывод: Шерсть и кожный покров покрыты тонким слоем животного жира и поэтому они не намокают. Животные на Северном полюсе не замерзают, т. к. им достаточно хорошенько встряхнуться, и они становятся сухими, и не покрываются слоем льда.
(Физкультминутка)
Мы идем себе вперед, очень удивляемся
Слева лед и справа лед - перед носом тоже лед
Где же он кончается, (ходьба, приседания, наклоны).
Как вы думаете, почему же лед не тонет, ведь медведи очень тяжелые. Высказывайте свои предположения (ответы детей).
Воспитатель: Чтобы узнать точнее проведем эксперимент.
Подходите к столам. Возьмите в руку льдинку (дети берут приготовленные заранее кусочки льда, какая льдинка? (ответы детей)
Воспитатель: Опустите льдинку в воду. Что вы наблюдаете?
Дети: Лёд плавает на поверхности.
Воспитатель:А сейчас рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Что это за пузырьки? (Дети выдвигают версию, что это воздушные пузырьки).
Воспитатель: Правильно. Это пузырьки воздуха. А теперь попробуем утопить льдинку. Прижмите ее ко дну емкости и уберите руку. Что произошло? (льдинка всплывает на поверхность) Почему так происходит, как вы думаете? (дети делают предположения) Мы с вами знаем, что лед – это замерзшая вода.
Вывод: При замерзании воды, пузырьки воздуха оказались «в ловушке», внутри льдинки. И не выходят из нее, даже когда мы попытались сжать ее, утопить. Вот почему огромная и тяжелая льдина, наполненная пузырьками воздуха, не тонет в океане.
Ребята, а еще на Северном полюсе есть северное сияние.
Вы знаете, что это за явление природы: Северное сияние
-Посмотрите, какое оно красивое. Какими словами можно сказать,-какое оно (ответы детей – разноцветное, яркое, сверкающее, сияющее, пылающее).Давайте посмотрим.
Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же исчезающее. А как оно происходит? Прежде всего, нужно сказать, что оно происходит только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные морозы. Небо, как правило ясное, если облачно, то вся красота будет закрыта облаками.
Ребята, а вы хотите сами нарисовать северное сияние?
Предлагаю нарисовать на воде.
Дети рисуют в технике «Эбру»
Какие красивые работы у вас получились, молодцы.
Ну вот что то замерзать мы начали, нужно скорее возвращаться домой. А Северное сияние проводит нас домой. Завели свои моторчики и полетели. А вот мы и дома.
4. Рефлексивно-оценочный этап. Ребята, куда мы с вами путешествовали? А чем мы там занимались? Рефлексия: -Вам понравилось на Северном полюсе?
Вам тяжело было на занятии или легко. А что вам было тяжело? На этом наше путешествие закончилось. Спасибо! Вы молодцы!