МААМ-картинки

Конструкт НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшей группы «Осенняя сказка»

Юлия Фатхарисламова
Конструкт НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшей группы «Осенняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи

для детей старшей группы

Тема: «Осенняя сказка»

Цель: Формирование грамматически правильной диалогической речи и обогащение активного словаря детей в процессе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Осень»

Задачи:

Публикация «Конструкт НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшей группы „Осенняя сказка“» размещена в разделах

Образовательные: расширение и активизация словаря по теме «Осень» : осень, приметы осени, дождь, слякоть, ветер, тучи, листопад; сентябрь, октябрь, ноябрь; березовой, дубовый, рябиновый, кленовый; урожай, овощи, фрукты, ягоды, зерно; играть, бегать, собирать листья (гербарий, помогать на огороде, в саду;

Введение в словарь детей слов, обозначающих приметы осени из русской народной лексики (желтень, хмурень, ревун, грязник, листогной, холодень, предзимье); слов, обозначающих названия разных видов традиционных народных кукол: «Зернушка», «Северная»;

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, построение сложных предложений) в процессе беседы.

Развивающие : развитие зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, восприятия в игровой деятельности.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности в ходе НОД;

-Формирование у дошкольников положительного отношения к традиционной народной культуре через знакомство с тряпичными куколками

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие : формирование диалогической формы речи

познавательное развитие : расширение представлений детей о времени года «осень»

физическое развитие : формирование координации речи с движением, развитие мелкой моторики рук

Время проведения: 9.00 – 9.30

Форма проведения: групповая

Оборудование:

Демонстрационный материал: волшебный сундучок, листья, аудиозапись, зерно, муляжи овощей, снежинки; иллюстрации поздней и ранней осени; традиционные народные куклы Марьюшка-расказушка («Кукла-перевертыш»,«Зернушка»

Раздаточный материал: стрекозки для развития целенаправленной воздушной струи

Предварительная работа: припоминание примет ранней осени; наблюдение с воспитателями, родителями примет поздней осени в природе; рассматривание иллюстраций, фотографий, картин ранней и поздней осени; повторение стихотворений А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованья! «Уж небо осенью дышало…», А. Н. Плещеева «Осень наступила…»

Индивидуальная работа: построение сложных предложений (Месяц сентябрь в народе называли желтень, потому что в этот период листья на деревьях желтые.)

Технологическая карта организации НОД

Этап деятельности Деятельность воспитателя Деятельность

детей Планируемые результаты

I этап. Организационно-мотивационный: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности

Дети и воспитатель сидят за круглым столом или на стульчиках в кругу.

Приветствие Воспитатель (В) говорит приветствие:

Добрый день, добрый час

Рада я увидеть вас!

Дети отвечают:

Добрый день, добрый час! Рады мы увидеть вас!

Дети настроены на общение

Пальчиковая игра В: Я вижу у вас много мальчиков и девочек, и все вы умеете дружить. Поэтому мы поиграем в игру: «Дружба» (см. приложение) Включаются в игру, повторяют движения и слова Координируют речь с движением, развивают мелкую моторику рук

Прием мотивация В: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадем в сказку. В сказку непростую, а осеннюю. Как вы думаете, почему осеннюю? Ответ детей : Потому что время года – осень.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Вводная беседа

В:Сейчас наступают последние осенние дни. Это время мы называем поздняя осень. Или предзимье. Потому что, какое время года скоро наступит?

А сегодня мы вспомним, какая была осень? И попрощаемся с ней до следующего года. Ответ детей : Скоро наступит зима Образовывают прилагательные от существ (осень-осенняя, однокоренные слова (зима-предзимье)

II этап. Информационно-аналитический: актуализация знаний, анализ имеющейся текстовой и визуальной информации. Дети и воспитатель перемещаются на ковер в игровое пространство, присаживаются на подушки

Показ куколки

Рассматривание

Подбор слов-определений

Сюрпризный прием

Вопрос детям:

В: Ребята, посмотрите, кто это пришел сегодня к вам на занятие?

В: Правильно, это куколка – Марьюшка-рассказушка. Как вы думаете, почему ее так зовут?

В: Посмотрите, какая она?

В: Принесла вам Марьюшка-рассказушка свой волшебный сундучок с сюрпризами.

-Ой, что-то меня Марьюшка-рассказушка спрашивает?

-Знают ли, ребята, название осенних месяцев?

Дети: куколка

Рассматривают куколку и предполагают, что она любит рассказывать

Подбирают слова - опред.

Дети: первый – сентябрь

второй-октябрь

третий-ноябрь Учатся согласовывать существит. с прилагательным (куколка нарядная, красивая, яркая)

Активизируют внимание

Формируют словарь за счет названий осенних месяцев

Показ иллюстраций

В: Что-то рассказушка вам хочет показать. Она вам принесла красивые иллюстрации

Воспитатель показывает иллюстрации Рассматривают предполагают что на них нарисовано

Зрительно воспринимают

информацию

Словесная игра «Почему так называется?» Куколка говорит, что в народе месяц сентябрь звали

желтень (почему, как вы думаете)

Хмурень и ревун (почему)

А месяц октябрь звали листопад (почему)

Грязник (почему) – грязно на улице

Месяц ноябрь – ворота зимы, листогной (листья засыхают, темнеют, холоденек (холодные дни, снег) Дети: Потому что в сентябре листья желтые.

Дети: Потому что погода в сентябре часто пасмурная и идет дождь.

Дети: В октябре падают листья. Введение в словарь детей слов из русской народной лексики, обозначающих приметы осени (желтень, хмурень, ревун, грязник, листогной, холоденек)

III этап. практический: применение полученных представлений, сформированных умений в практической деятельности. Дети располагаются стоя в кругу

Физминутка

«Меж еловых мягких лап»

(см. приложение)

Выполняют движения игры

Расслабляются,

физическая разгрузка организма

Игра на поддувание

В:Выглянуло солнышко, пригрело:

«Кто это звенит: з-з-з-з?

Инструкция детям: дуем плавно, на широкий язык.

Дети: Это стрекозы

Берут в руки стрекозок

Дуют на стрекоз Выработка сильной воздушной струи

Словесная подвижная игра

на словообразован.

А теперь полетели стрекозки в волшебный лес. Посмотрите, а в лесу ковер из осенних листьев.

Покружились стрекозки и сели на листочки.

Соня, на какой листочек села твоя стрекозка?

Ваня, а твоя? и т. д.

Вдруг подул холодный ветер, пошел дождь.

В:Ребята, а кто знает, куда прячутся насекомые осенью? : под кору, в траву, в сухие листья.

(на рябиновый)

(на дубовый)

Учатся образовывать прилагательные (рябиновый, дубовый и др.)

Повторная мотивация

Показ куколки «Зернушка» В. У Марьюшки-рассказушки есть еще что-то в сундучке. Давайте заглянем!

Это куколка. Потрогайте ее. Как вы думаете, что у нее внутри?

Поэтому она называется? (Зернушка) Делали раньше люди таких куколок для хорошего урожая. А собрали люди осенью урожай хлеба Рассматривают и трогают куколку

У нее внутри зерно

Активизируют внимание

Формируют тактильное восприятия

Введение словарь вслова, «Зернушка»

Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений

. А куколка принесла вам интересную игру с зерном: «Угадай, что спрятано?»

Вам нужно на ощупь, угадать, что спрятано в зерне. Достают из зерна овощи, отгадывают какие, называют их. Выделяют, что лишнее (лишнее яблоко – это фрукт) Расширение представлений детей о времени года «осень».

Актуализация понятий овощи-фрукты

V этап Заключительный: подведение итогов, оценка результатов деятельности.

Дети и воспитатель сидят за круглым столом.

Заключительная беседа

Подведение итогов

Педагогическая

оценка А волшебство продолжается, была наша Марьюшка-рассказушка такой, а стала вот такой (воспитатель переворачивает куколку). Сначала она была похожа на раннюю осень (яркая, красивая, пестрая, а теперь на позднюю осень (неяркая, но не менее красивая) Какие изменения произошли в природе?

Почему вы любите осень? Давайте вспомним, какие интересные занятия были у детей в осенний период.

Куколка хочет сказать «спасибо» тем ребятам, которые хорошо занимались (Аня, Ваня, Лиза) Рассматривают куклу-перевертыш

-выпал первый снег;

-деревья стоят голые;

-птицы улетели в теплые края;

-животные готовятся к зиме (запасли запасы на зиму, поменяли шубки)

Формируют навыки сравнения ранней и поздней осени

Обобщение полученных знаний

Приложение к конструкту :

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять. Пальца левой руки поочередно касаются одноименных пальцев правой руки, начиная с мизинца

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть Руки вниз, встряхнуть кистями

Физминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх

Где сучок давно засох

Вырос серый мох, мох, мох Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб! Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку

Кто нашел его, друзья? Дети стоят прямо, пожимая плечами.

Это я, это я, это я! Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшей группы «Осенняя сказка»
Опубликовано: 27 августа 2024 в 20:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей старшей группы «Осенняя сказка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фатхарисламова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД