Ольга Ефимова
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Школа вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Школа вежливости».
Образовательная область - речевое развитие.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках;
- развивать лексико– грамматический строй речи: упражнять в навыках словообразования, подборе слов – антонимов.
Развивающие задачи:
- развивать мышление;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Школа вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Группы компенсирующей направленности
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать развивать интонационную выразительность речи;
- развивать артистические способности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей культуру речевого поведения, умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться;
- формировать навыки употребления «вежливых слов» в разнообразных жизненных ситуациях;
- формировать у детей потребность использовать «вежливые слова».
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о дружбе, о правилах культуры поведения. Беседы по теме «Вежливые слова», «Культура поведения в общественных местах», «Культура поведения за столом».
Оборудование: Колокольчик, мяч, цветок «Вежливости», стол, сервированный к чаю, маски мышей, столы и стулья по количеству детей, бумага с изображением корзины, кисти, клей, салфетки, цветы, вырезанные из бумаги для аппликации по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель – логопед: (звонит в колокольчик, дети строятся в круг).
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
«Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры».
2. Упражнение «Доскажи словечко»
Учитель – логопед: Сейчас я предлагаю выполнить упражнение «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, а вы хором его заканчиваете.
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста).
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь (здравствуйте).
6. Во всех странах на прощание, говорят всем … (до свидания).
Учитель – логопед: Как можно назвать одним словом наши ответы: добрый день, здравствуйте, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините.
Дети: Вежливые слова.
3. Упражнение «Ласковое словечко»
Учитель – логопед: Правильно, и сегодня на занятии мы поговорим о вежливых словах, «вежливые слова» и произносит надо вежливо, тогда вы действительно станете культурным, вежливым человеком. Всем приятны ласковые слова. Ребята, ведь вам приятно, когда вас называют ласково – Машенька, Дашенька, Егорушка, Тимоша и т. д. Давайте поиграем с цветком вежливости. Мы будем по очереди передавать «цветок» друг другу и называть ласковые слова. При этом можно назвать несколько ласковых слов.
Учитель – логопед: Заяц. (передает цветок).
Дети: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка., зайчик.
Учитель- логопед: Лиса.
Дети: Лисичка, лисонька.
Учитель- логопед: Мама.
Дети: Мамочка, мамуля, мамулечка, мамуленька, матушка, маменька.
Учитель – логопед: Бабушка.
Дети: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
Учитель – логопед: Сестра.
Дети: Сестрица, сестричка, сестренка.
Учитель – логопед: Брат.
Дети: Братик, братец, братишка.
Учитель – логопед: Дочь.
Дети: Дочка, доченька, дочурка.
Учитель – логопед: Сын.
Дети: Сынок, сыночек, сынуля.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Учитель – логопед: Дети, давайте поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, вы возвращаете мне мяч и называете слово с обратным значением.
Добрый – злой
веселый – грустный
сильный - слабый
щедрый – жадный
умный – глупый
храбрый - трусливый
опрятный - неряшливый
война – мир
враг – друг
правда – ложь
обижать - прощать
трудиться - лениться
ссориться – мириться
ненавидеть – любить
Учитель – логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправится в театр. Артисты пройдите за кулисы, а зрители присядьте в зрительный зал.
5. Театрализованные инсценировки
Воспитатель: Театр открывается, к началу всё готово. Занавес открывается.
СЦЕНА 1.
Звучит песня «Хвост за хвост» (1 куплет).
Входят мышата.
1 мышонок: Эх, все весело получилось! Навредили мы коту!
2 мышонок: «Ребята, давайте жить дружно!» А мы не хотим!
1 мышонок: Ребята, вот послушайте вы наши советы и всегда делайте так!
2 мышонок: Да, да, послушайте!
1 мышонок:
Есть верное средство понравиться взрослым,
С утра начинайте кричать и сорить
Подслушивать, хныкать, по дому носиться,
Драться и клянчить подарки у всех.
2 мышонок:
Если ты пришел к знакомым
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Входит под музыку кот Леопольд.
Кот: Ах, вот вы где!
А чему вы ребят учите?
Опять вредные советы даете?
Мыши: Нет, не вредные!
Кот: А я сейчас спрошу у ребят. Ребята, разве можно так поступать?
Мыши: Можно! Можно!
Дети: НЕТ!
Кот: Вот видите, никому ваши советы не нужны! Нужно быть дружными ребята, добрыми!
Воспитатель: И сейчас мы покажем ребятам и нашим мышатам из мультфильма «Кот Леопольд» пример, как правильно нужно себя вести.
СЦЕНА 2.
Мыши присаживаются.
На сцену из-за кулис выходят принцесса Этикета и её фрейлины.
Воспитатель представляет Принцессу и Фрейлин:
Фрейлины:
Спасибо
Пожалуйста
Здравствуйте
До свидания
Извините
Принцесса: Уважаемые фрейлины - Волшебные слова! Я рада вас видеть.
Фрейлины Спасибо и Пожалуйста: (хором) Мы, Спасибо и Пожалуйста, очень дружим, никогда не ссоримся и очень нужны вежливым людям.
Фрейлина Здравствуйте: Здравствуйте – я желаю людям здравствовать!
Фрейлина До свидания: До свидания- я желаю видеть того, с кем расстаюсь.
Фрейлина Извините: Извините – сделал что-то не так, признайся в этом, попроси прощения.
Принцесса Этикета (фрейлины встречают принцессу, присев в реверансе).
Принцесса: Будьте любезны, пройдите к столу. Садитесь, пожалуйста! Фрейлины усаживают принцессу за стол и присаживаются сами.
Фрейлины, обращаясь к Принцессе и друг к другу:
- Возьмите, пожалуйста, эту конфету.
- Простите, а вы не хотите отведать этот пудинг?
- Мне доставляет удовольствие с вами общаться.
Принцесса и Фрейлины встают из-за стола, выстраиваются и приседают в реверансе.
Дети – артисты присоединяются к остальным ребятам.
Воспитатель: Я уверена, что ребята, знают эти правила вежливого тона. А наши мышки из театра их запомнили?
Выходят мышата.
Мыши: Да, да.
Воспитатель: Вот видите, никому ваши советы не нужны! Нужно быть дружными и добрыми! Не забывайте, и вы ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи.
6. Физминутка
Воспитатель: Сейчас предлагаю сделать зарядку и немного отдохнуть.
Дети выходят и расходятся по всему залу.
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
(Потягивание – руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
(Потягивание – руки вверх.)
6. Игра «Веселые да-нетки»
Воспитатель: А сейчас веселая игра «Да –нетки». Я буду называть вам ситуации, а вы хором - отвечать «да» или «нет».
Никогда не делись игрушкой с другом.
Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
Не старайся быть всегда первым.
Злись и завидуй, когда проигрываешь.
Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
Никогда не уступай, спорь по пустякам.
Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
Умей принять помощь, совет и замечание друга.
Если друг попал в беду, не помогай ему.
Решай споры словами, а не кулаками.
СЦЕНА 3.
Кот Леопольд: Ребята, давайте жить дружно!
Мыши:
- Мы все поняли, прости нас, Леопольд, и вы, ребята, простите!
- Мы больше так не будем!
Кот: Ребята, никогда не ссорьтесь, живите дружно. Доброта - это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас. Я предлагаю вам сейчас собрать свою корзину доброты. Пройдите пожалуйста за столы и выберите те цветы, что больше вам по душе.
7. Продуктивная деятельность детей за столами.
Аппликация «Корзина доброты».
Кот: Вручите свои корзины добра нашим гостям.
Воспитатель: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. До свидания.
Мыши и кот Леопольд прощаются с детьми. Уходят.
Звучит песенка «Ярко солнце светит» (1 куплет).
Дети выходят из зала.