Юля Марусева
Конспект занятия по речевому развитию «Автоматизация звука [Р] изолированно, в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Звук [р]»
Цель: Автоматизация звука [р] изолированно, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [р] в различных позициях.
• Учить давать характеристику звуку.
• Учить образовывать относительные прилагательные.
• Расширять словарный запас по лексической теме «Обитатели моря».
Коррекционно-развивающие :
• Совершенствовать артикуляционную моторику.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Автоматизация звука [Р] изолированно, в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать внимание, память, мышление, быстроты реакции.
• Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно- воспитательные:
• Воспитывать интерес к звукам речи.
• Формировать мотивацию произносить звуки правильно, следить за своей речью.
Оборудование: картонный паровозик, разрезная картинка поезд, картинки для артикуляционной гимнастики, картинки для определения места звука в слове, сюжетные картинки для составления предложений, картинки для образования относительных прилагательных.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ира, сегодня на нашем занятии я предлагаю отправится тебе на волшебный остров звуков. Как ты думаешь, на чем до далекого острова можно добраться?
Ребенок: Можно доехать на машине, долететь на самолете или доплыть на корабле.
Логопед: Чтобы догадаться, на чем мы все-таки туда отправимся, попробуй сложить картинку.
Ребенок складывает разрезную картинку: Мы отправимся туда на поезде.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Закрой глаза, представь, что мы едем на поезде. Первая станция «Угадай-ка». Чтобы поезд тронулся и поехал дальше, нам нужно отгадать загадку местных жителей, они спрашивают: «Что нужно делать, чтобы язычок был послушным, подвижным?»
Ребенок: Нужно каждый день перед зеркалом выполнять гимнастику для язычка.
Логопед: Давай покажем, как наш язычок умеет двигаться и какие интересные упражнения этому помогают.
Выполняет задания артикуляционной гимнастики по картинкам из артикуляционного альбома: Качели, Маляр, Лошадка, Грибок, Гармошка, Вкусное варенье, Почистим зубки, Фокус, Индюк, Барабан.
2. Упражнение «Заведи мотор».
Логопед: Ира, а поезд-то наш сломался, не можем мы с тобой дальше ехать. Нам нужно завести моторчик поезда. Что для этого мы будем делать?
Ребенок: Присосать язык к небу. Сделать глубокий вдох через нос. Резко выдохнуть через рот, чтобы воздушная струя была направлена на язык и подключить голос.
Логопед: Здорово! Давай починим поезд и громко продолжительно порычим.
Ребенок: РРРРРРРР
3. Игра «Голова, плавник, хвост».
Логопед: Мы добрались до следующей станции. Жители этого городка совсем не слышат, но могут понимать людей по их движениям. Они дают нам задание показать место звука [р] в словах, которые изображены на их записках. Но как же мы это сделаем? Они ведь не поймут, что мы им скажем.
Ребенок: Можно показать движениями или нарисовать.
Логопед: Чтобы не тратить много времени, давай мы будем показывать. Когда я буду произносить слова со звуком [р] в начале, ты будешь держать руки на голове, в середине слова - руки на поясе плавничками, если в конце слова - руки за спиной хвостиком.
Логопед называет слова на картинках, ребенок показывает движениями место звука в слове.
3. Загадки.
Логопед: Следующая станция нашего путешествия – деревня «Загадкино», местные жители обожают загадывать загадки и низа что не отпустят наш поезд ехать дальше, если мы не отгадаем их загадки. Слушай, что они нам приготовили. Называя отгадку, следи за правильным произношением звука [р].
Он работать любит молча,
Как земли набравши в рот
Все туннели
Днем и ночью
Под землёю строит … (крот).
Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)
Красивая, пахучая,
А ножка колючая. (Роза)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (бобры)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом. (паровоз)
Кто далеко живёт,
Тот пешком не пойдёт.
Эй! Садись, не зевай!
Отправляется…. (Трамвай)
Жираф железный за окном
Многоэтажный строит дом. (Кран)
Цветное коромысло
Над рекой повисло. (радуга)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком. (рыба)
Ребенок отгадывает загадки.
Логопед: Ты отгадала все загадки, и наш поезд отправляется дальше. Следующая станция «Город звука [р]».
4. Физкультминутка.
Логопед: Давай выйдем из поезда после долгого путешествия и немного разомнемся. Погода дождливая, но мы этого не боимся и с радостью будем выполнять упражнения.
В небе гРом, гРоза-
(Громкие хлопки перед собой)
ЗакРывай глаза.
(Закрыть глаза руками)
Дождь пРошёл, тРава блестит,
(Подскоки)
В небе Радуга стоит.
(Наклоны головы влево – вправо)
5. Жители острова звуков.
Логопед: Как ты думаешь, какой звук обязательно должен встречаться в именах и названиях жителей остова звука [р].
Ребенок: Звук [р].
Логопед: Посмотри на фотографии жителей острова. Расскажи, что они делают?
Ребенок: Руслан рубит дрова. Рая и Рома делают уборку. Юра кушает вкусный арбуз. Ира кормит рыбок. Кролик грызёт морковку. Дворник убирает мусор. Лера кормит кур. Ромин папа повар.
6. Игра «Обед».
Логопед: Посмотри, какой гостеприимный повар приглашает нас к столу. Интересно, что он для нас приготовил. Посмотри на картинки и догадайся, что это за блюда?
Ребенок: Суп из гороха - гороховый суп. Запеканка из картофеля - картофельная запеканка. Салат из моркови - морковный салат. Компот из груши - грушевый компот. Варенье из персика – персиковое варенье.
Логопед: Отлично подкрепились. И правильно назвали все блюда. Но нам пора возвращаться в садик. Разворачивай наш паровозик. До свидания, Остров звука [р], мы обязательно вернемся сюда на следующем занятии.
Ребенок: До свидания.
III. Итог занятия.
Логопед: Где мы побывали сегодня на занятии?
Ребенок: Мы были на Острове звука [р].
Логопед: Какие станции мы проезжали и какие задания выполняли?
Ребенок: Мы выполняли артикуляционную гимнастику, заводили мотор, показывали место звука в слове с помощью движений, отгадывали загадки, рассматривали фотографии жителей Острова и угощались обедом повара.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу, занятие закончено. До свидания.