Светлана Титова
Конспект занятия «Права ребенка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.
Задачи:
- формировать представление о правах детей (из книги «Конвенция о правах детей»);
- развивать внимание, память, логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия „Права ребенка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- развивать связную речь, обогатить словарь детей : очаг, лубяная избушка, собственность, неприкосновенность, школьные принадлежности;
- воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.
Демонстрационный материал:
иллюстрации изображающие дом человека, жилище древнего человека, станцию скорой медицинской помощи, школу.
Раздаточный материал:
карточки с изображением: школьных принадлежностей, жилища, скорой помощи, цветка.
Методические приемы:
игровая ситуация с домоправительницей мадмуазель Фрекен Бок (ФБ, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: чтение художественных произведений «Заюшкина избушка», «Доктор Айболит», «Буратино», просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется "Конвенция о правах ребенка". Эта книга расскажет вам о правах детей. (Неожиданно появляется ФБ и начинает пылесосить ковер, напевая песню. Воспитатель выключает пылесос).
ФБ: Что такое? В чем дело? (продолжает пылесосить).
Воспитатель: Что вы здесь шумите, вы нам мешаете! И вообще кто вы?
ФБ: Матильда, ты слышала? Они не знают, кто я такая. Я - домомучительница, ой простите, домоправительница, мадмуазель Фрекен Бок, я занимаюсь тем, что воспитываю детей.
Воспитатель: А детей - то вы любите?
ФБ: Что вы? Конечно, конечно! Я очень люблю детей, но если они воспитанные.
Воспитатель: Наши дети очень воспитанные и мы сейчас знакомимся с книгой, которая расскажет нам о правах детей.
ФБ: Малы вы еще права изучать. А эту книгу я сама прочитаю. (забирает книгу и уходит)
Воспитатель: Ну и Фрекен Бок забрала книгу и была такова.
Что же нам теперь делать? А давайте с вами сядем в поезд и отправимся в путешествие (дети садятся в импровизированный поезд, звучит аудиозапись). Наша первая остановка. (выходит переодетый ребенок).
Ребенок : Здравствуйте, Я Ваше Имя.
Воспитатель: Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя. А давайте вспомним какие у вас прекрасные имена.
Дидактическая игра "Назови ласково" :
Ира – Ирочка, Саша–Сашенька, Оля–Олечка, Маша – Машенька, Света –Светочка, Галя–Галочка, …
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие (звучит аудиозапись). Наша следующая остановка. У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)
- Без хозяина дом - сирота!
- В родном доме и стены помогают.
- Человек без угла, что птица без крыла.
(Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)
Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).
Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь права меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка. На все имею право.
Воспитатель: Подожди лиса, успокойся, ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла, что ты не права?
Лиса: Ну, хорошо я больше не буду, пойдем заинька поиграем.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей).
Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций).
А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?" :
- Медведю – берлога,
- Белке – дупло,
- Птице – гнездо,
- Пчеле – улей,
- Собаке – конура,
- Человеку – дом.
Отправляемся дальше (звучит аудиозапись)
Воспитатель: В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь (показ иллюстраций).
Ребенок : (читает)
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Воспитатель:
Из какой сказки этот герой? (ответы)
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели? (ответы)
Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (ответы)
Физкультминутка
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
Воспитатель: продолжаем путешествие (звучит аудиозапись).
В книге о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на
бесплатное образование. (показ иллюстраций)
Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы)
В какое время года начинают учиться? (ответы)
Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы)
Как называются книги, по которым учатся дети? (ответы)
А какие вы знаете пословицы, связанные с учением? :
- Век живи - век учись.
- Учение свет – не ученее тьма.
- Учиться - всегда пригодится.
Дети, давайте вспомним, по какой причине Буратино попадал в неприятные истории? (ответы)
Правильно, он не хотел учиться и считал себя самым умным.
А теперь послушайте загадку:
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка
Можешь и нарисовать
Называюсь я. (тетрадь)
Ребята, в школе вам понадобятся школьные принадлежности: ручки, тетради, линейки.
Дидактическая игра "Один - много" :
альбом – альбомы,
фломастер – фломастеры,
рюкзак -.
карандаш -.
(Снова неожиданно появляется Фрекен Бок)
ФБ: Ну что приехали? Сейчас я займусь вашим воспитанием.
Воспитатель: Мы приехали, чтобы забрать свою книгу, которую вы у нас взяли.
ФБ: Вы на эту книгу никаких прав не имеете, да и на все права, которые в этой книге записаны. На это могут рассчитывать только те дети, которые не едят сладкого и которые чувствуют твердую руку.
Воспитатель: Фрекен Бок вы не правы. Наши дети воспитанные и любят ласку. Верните нам пожалуйста книгу и мы будем знакомиться с другими правами детей.
ФБ: А вот меня никто не любит.
Воспитатель: Ребята, мне, почему то стало жалко Фрекен Бок. Может она потому такие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится. А вот все дети имеют право на любовь и заботу. Я предлагаю Фрекен Бок подарить цветы (дети дарят цветы).
ФБ: Прелестно, прелестно просто замечательно. До свидания, дети.
Воспитатель:
Пусть дети живут, смеются звонко
Подрастают с каждым днем
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
Детство только раз бывает
У ребят любой страны
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы). Мы еще раз встретимся с этой книгой, и она познакомит нас с другими правами.