Нюргуяна Сергеевна
Конспект занятия «Русский хоровод и его разновидности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение детский сад «Орончикан»
Конспект занятий на тему : «Русский хоровод и его разновидности»
Музыкальный руководитель:
Семенова Нюргуяна Сергеевна.
Цель: познакомить детей с одним из жанров русского народного танца - хороводом и его разновидностями.
Задачи:
1. разучить русский хоровод с использованием различных фигур;
2. закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки;
Публикация «Конспект занятия „Русский хоровод и его разновидности“» размещена в разделах
3. развивать слуховое и зрительное внимание;
4. свободно ориентироваться в пространстве;
3. воспитывать эстетический вкус, возрождать интерес к народному наследию.
Планируемые результаты:
В результате прохождения занятия :
• получат эмоциональный настрой на дальнейшие занятия;
• смогут исполнить простейшие движения русского танца;
• исполнят простейшие элементы русского танца сольно, в парах, коллективно;
• исполнят простейшую композицию русского хоровода.
Тип занятия : изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, аудиозапись хороводов : «Во поле береза стояла», «Ходила младешенька»
Основные понятия на занятии : Русский танец «Хоровод». Разучивание фигур.
Предмет: хореография
Возраст: Старшая группа, подготовительная группа.
Методы: словесный, наглядный, практический.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.
3. Изучение новой темы.
4. Разучивание фигур русского хоровода.
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
6. Оценивание. Завершение.
Ход занятия. Организационный момент:
Вход детей в музыкальный зал, под русскую народную мелодию «Светит месяц». Приветствие – поклон под русскую плясовую «Полянка»
Отгадайте загадку:
За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился.
Ответ: Хоровод.
Муз рук: На прошлом уроке мы путешествовали по разным странам и узнали, что люди очень любят петь и водить хороводы. А что такое «хоровод»? Песня или танец? (Ответ детей)
Сообщение цели занятии Муз рук : Сегодня, мы познакомимся с русским хороводом и его разновидностями, узнаем названия хороводов игровых и неигровых (орнаментальные) хороводов. Ребята, что напоминает вам танец в кругу? (Хоровод). Правильно.
Рассказ педагога о хороводе и его разновидностях Муз рук : Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый древний вид танца, который объединяет и собирает большое число участников. В различных областях России хороводы имели разные названия : «карагод», «караход», «курагод» и т. д. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек - «лебедушек». (картинка)
Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие, которое исходит из конкретного содержания песни. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида - игровые и орнаментальные.
Игровые хороводы (картинки, слайды) Муз рук: Главная особенность игрового хоровода - наличие сюжета. Это темы труда, воспевания природы, любви девушки и парня, семейные. Сюжет разыгрывался как в самом настоящем театре, разными средствами : музыка, танец, цирк, драма и т. д. Привлекались всевозможные предметы - реквизиты. Особую роль играл платок. Он мог быть платочком, плеткой и т. д. исходя из сюжета хоровода. Сюжет разыгрывался как отдельными актерами-солистами под пение хоровода, так и солистами вместе с хороводом, где участники хоровода принимали активную роль в игре.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев
Орнаментальные (неигровые) хороводы (картины слайды, видео) Муз рук: «Основы русского народного танца» «Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном, лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название: фигурные, узорные, кружевные».
А теперь давайте послушаем музыку, под которую можно танцевать, водить хоровод. (Прослушивание музыки - темы хоровода «Ходила младешенька» муз, размер 2/4)
Муз рук: Вам понравилась музыка? Музыка, какая? (ответ детей, чуть чуть беседа). А теперь мы с вами разучим отрывок из танца и несколько фигур русского танца - хоровод.
(Дети встают в кругу)
Под руководством педагога разучивание хоровода с использованием фигур:
«Круг» Танцующие становятся лицом в круг, взявшись за руки и образуя замкнутый круг. Движение по кругу в хороводе идет «посолонь» – по солнцу. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцоры идут простым или переменным шагом.
«Два круга» Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.
«Круг в круге» Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположную сторону.
«Воротца» Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. Одновременно начинают двигаться навстречу друг другу участники обеих линий, затем первые берутся за руки, под которыми проходят остальные.
«Улитка» Образуется, или как говорят, «навивается» или «завивается» из круга. Ведущий хоровода разрывает круг, и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, затем второй, третий и т. д. Все идущие в хороводе точно повторяют его движения. «Развивать капусту» должен участник, стоящий последним. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при завивании.
«Гребень» Две линии исполнителей двигаются навстречу друг другу простым или переменным шагом. Обе линии встречаются и, продолжая движение, проходя сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.
«Змейка» Начинается из линии, но может начаться и из круга, когда ведущий, разрывая хоровод, начинает двигаться внутри круга, делая повороты то вправо, то влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители, не разрывая рук, двигаются за ведущим.
Муз рук: Молодцы все очень внимательно слушали и выполняли движения.
А теперь скажите, с какими видами хороводов мы сегодня познакомились? В чем различие между игровыми и орнаментальными хороводами? В каком темпе исполняются хороводы?
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Муз рук: Сегодня мы познакомились с русским хороводом и его разновидностями и разучили орнаментальный хоровод. На последующих занятиях мы продолжим разучивать фигуры русского танца и его разновидности».
Оценивание: Молодцы, ребята, вы хорошо справились. На этом занятия завершается. До новых встреч.
Завершение урока: Поклон - под русскую плясовую «Полянка».
Дети уходят под музыку «Светит месяц».
Используемая литература 1. А. Климов. Основы русского народного танца, Москва, 2004. 2. М. Мурашко. Формы русского танца, Москва, 2006. 3. Т. Казаринова. Хороводы и кадрили пермской области, Пермь, 2002. 4. Т. Васильева. Секрет танца, Санкт - Петербург, 1999.