Юлия Ликунова
Конспект занятия по рисованию «С днем рождения, Матрёшка»
«С днём рождения, Матрёшка!»
Программное содержание:
Уточнить и обогатить знания детей об изобразительном творчестве мордовского народа (элементы узора, техника рисования мордовского орнамента, колорит). Упражнять в рисовании узора с использованием элементов мордовской вышивки.
Развивать умение детей отвечать развёрнутой фразой на поставленный вопрос. Способствовать развитию мелкой моторики, творческому воображению. Развивать чувство цвета.
Воспитывать интерес с мордовскому народному творчеству.
Словарная работа. Ввести в речь детей слова: колорит, орнамент, восьмиконечная звезда, усечённый конус, ступеньки, квадрат с продлёнными сторонами.
Материал: 3-4 мордовские и одна русская матрёшки, воздушный шарик, силуэтные изображения мордовской матрёшки по количеству детей, краски, кисти, подставки, вода, салфетки, палитры.
Аудиозапись мордовских народных песен.
Методические приёмы:
Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснения, указания.
Игровые: Игровой момент «Шарик», хороводная игра «Каравай», игра «Не выпустим», игровое упражнение «Какой?», пальчиковая гимнастика «Матрёшки».
Наглядные: Рассматривание матрёшек, элементов узора.
Практические: Частичный показ способов рисования элементов мордовской росписи.
Предварительная работа:
Игры детей с деревянными игрушками, экскурсия в «Мордовскую избу», рассматривание женской мордовской одежды, мордовской вышивки, рисование орнамента с использованием элементов мордовской вышивки, аппликация с элементами мордовского орнамента, гжели, хохломы, дымки, городецкой росписи. Разучивание стихов, слушанье мордовских народных песен (заучивание).
Звучит мордовская народная песня (по выбору воспитателя). Дети входят в группу и встают в полукруг.
Воспитатель: (Берет в руки воздушный шарик).
Какой красивый, яркий шарик. (Играет им). Какой шарик?
Игровое упражнение «Какой?»
Дети: воздушный, красный, большой, круглый, мягкий, резиновый, легкий и т. д.
(Внезапно шарик лопается. Воспитатель огорчается, поднимает остатки шарика и листик бумаги, разворачивает его, с удивлением читает).
Воспитатель: Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они живут в друг дружке, а всего одна игрушка!
Что это за подружки?
Дети: Матрешки!
Воспитатель: Верно! Это же матрешки. (Выставляет матрешек на столик перед детьми).
Как много красивых матрешек делают и по – разному раскрашивают. Дети, а у меня есть еще вот такие матрешки! Посмотрите какие они красивые? Это мордовские мастера – умельцы делают такие игрушки и расписывают их. Очень приятно любоваться их работой. Сегодня мы поговорим о мордовской матрешке.
(Дети рассаживаются на стульчиках).
Воспитатель: Мордовские умельцы старались выполнить свои работы аккуратно, красиво, яркими красками. Посмотрите, все матрешки расписаны по – разному. Какие краски использовали мастера? Какого цвета?
Дети: матрешки расписаны красными, черными, зелеными красками. Особенно много красного цвета.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на узор. Из каких элементов он состоит?
Дети: Ромбик, звезда (восьмиконечная, точки, квадраты с предметными сторонами, треугольники и т. д.
Воспитатель: Правильно. Дети, посмотрите внимательно вот на этих матрешек. Чем они отличаются? Обратите внимание на форму головы, туловища матрешек.
Дети: У русской матрешки голова круглая, а у мордовской – верхняя часть головы вытянута, это головной убор, он напоминает срезанный конус. (Если дети затрудняются в ответе, воспитатель им помогает).
Воспитатель: На что похоже туловище мордовской матрешки?
Дети: На цилиндр.
Воспитатель: Верно. У русской матрешки туловище округлое, слегка зауженное книзу. Какое туловище у русской матрешки?
Дети: У русской матрешки туловище округлое, слегка зауженное к низу.
Воспитатель: Чем еще отличаются матрешки?
Дети: У них разные узоры. Они расписаны разными узорами.
Воспитатель: Верно. (Еще раз подробно рассмотреть мордовский орнамент).
Воспитатель: Чем похожи матрешки? Из чего они сделаны? Какие они?
Дети: Они сделаны из дерева. Матрёшки деревянные.
Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки, хлопайте в ладошки,
В гости к нам идет мордовская матрешка!
(Дети играют на ложках под мордовскую народную песню). Входит Матрешка в мордовском народном костюме под мордовскую мелодию.
Матрешка: Я очень рада видеть вас. Ведь у меня сегодня день рождения.
Воспитатель: Дорогая Матрешка поздравляем тебя с днем рождения и дарим тебе эти стихи.
Дети: Будь здоровой, будь счастливой,
Будь как солнышко красивой!
Взрослых в детство позови,
Радость детям всем дари.
В каждом доме будь желанной,
Гостьюшкой долгожданной.
Дети: Никогда не унывай!
Для тебя, Матрёшка, «испекли» мы каравай.
Матрешка: Спасибо, дети. (Кланяется)
Воспитатель: Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод и ты вставай,
Каравай, карпавай, веселее подпевай.
Игра – хоровод «Каравай»
Матрешка: Я люблю, конечно, всех. (Выводит ребенка на середину круга. Матрешка пляшет с ребенком, все хлопают)
Воспитатель: Матрешка, мы тебя из круга не выпустим.
Игра «Не выпустим»
Воспитатель: Поиграла, детвора! Заниматься вновь пора. (Садятся за столы). И ты, Матрёшка, присядь, отдохни.
Воспитатель: Матрешка, дети хотят подарить тебе портреты твоих младших сестер.
Матрешка: Я очень рада.
Воспитатель: Дети, сначала вспомним, как рисуются элементы мордовского узора. (Вызванные к доске дети, рисуют, объясняют технику рисования отдельных элементов мордовского орнамента).
Дети: Например, точку рисуем концом кисти, кисточку держим вертикально. Галочки так же рисуем тонкой кистью, концом кисти и т. д.)
Воспитатель: Замечательно! Дети, чтобы узор получился красивым, необходимо соблюдать ритмический рисунок, чередуя элементы узора. Краски какого цвета можно использовать?
Дети: Зеленые, красные, черные, желтые.
Воспитатель: Верно. А теперь, дети, подготовим наши руки, разомнём наши пальцы.
(Игровая пальчиковая гимнастика)
Дети: Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелят пальцами
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша, Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.
Воспитатель: подумайте каким узором будете расписывать свою матрешку. Какие краски и какого цвета вам понадобятся.
(Дети расписывают силуэты мордовских матрешек. Звучит музыка. Оказывается помощь детям по мере необходимости. Готовые работы вывешиваются на наборное полотно.)
Матрешка: Какие красивые матрешки, узоры яркие, разные.
Много кукол, нарисованных на доске, у вас живут
Всех матрешками зовут.
Все поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят.
Воспитатель: Дорогая Матрешка, дети, с удовольствием, дарят тебе этих куколок.
Матрешка: Спасибо! Мне очень понравился ваш подарок. Да и мои сестрички очень обрадуются, увидев свои портреты. Я очень рада, что познакомилась с вами, побывала у вас в гостях.
Мы друг другу на прощанье, скажем дружно, «До свиданья!»
Воспитатель: Дети, а вам, понравилось занятие? Вы хотели бы рассказать о занятии своим родным или друзьям? А чтобы вы им рассказали?
Воспитатель: Я очень надеюсь, что после сегодняшней встречи вы не забудете матрешку, будете бережно относится к деревянным куклам, которых сделали для вас мордовские умельцы.
Литература:
«Валдоня. Программа и методические рекомендации», Саранск, «Типография «Крассный Октябрь», 2001год.