Елена Зырянова
Конспект экскурсии в исторический музей города Верхняя Пышма
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в исторический музей города Верхняя Пышма
Разработала:
Зырянова Елена Евгеньевна, воспитатель МАДОО детский сад №36
Конспект экскурсии в исторический музей г. Верхняя Пышма с детьми подготовительной группы.
Цели: Дать представление, что такое исторический музей и что в нем находится.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с жизнью наших предков;
Публикация «Конспект экскурсии в исторический музей города Верхняя Пышма» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Свердловская область, родной край
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
2. Познакомить с материальной и духовной культурой нашего города;
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
2. Способствовать формированию у дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам, вызвать уважение к труду людей.
Развивающие:
1. Развивать у детей ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
2. Развивать внимание, память, воображение, любовь к живописи.
Ход экскурсии
- Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш исторический музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена, археологическая коллекция, горные породы и минералы нашего края, а также картины местных художников и предметы ВОВ. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).
Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.
Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела
Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.
У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.
А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки, короба, головные уборы.
А теперь ребята переходим в другой зал, и мы попадаем в купеческий дом.
Здесь вы видите красивую мебель. Сама обстановка говорит о том, что в доме есть достаток. Обратите внимание на красоту и необычность ножек столов, спинок диванов, кресел. На стене висят часы французской работы, стоит на этажерке граммофон. А для чего он, кто знает? Он для того что бы слушать музыку: вращали ручку, ставили пластинку и звучала музыка!
Вся мебель сделана из дорогого дерева, уже нет в комнатах сундуков как у крестьян, а стоят комоды, буфеты, шкафы. На столах ажурные скатерти, салфеточки – все сшито и связано руками хозяйки дома.
Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар- это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.
А сейчас ребята мы перейдем в следующий зал и познакомимся с геологией и археологией нашего города.
В 1938 году был образован Верхне-Пышминский район с центром в посёлке Верхняя Пышма. Наш город считается одним из богатейших, так как в нашем городе добывают медь, золото и другие металлы. Из природных богатств Урала важнейшее значение имеют его минеральные ресурсы. По добыче некоторых минеральных руд Урал занимает первое место в мире.
В центре Урала – Свердловской области, – находятся значительные запасы полезных ископаемых: железо, медь, уголь, торф, золото, платина, серебро, марганец, никель, титан, ванадий, хром, асбест, бокситы, драгоценные камни, редкоземельные элементы.
В зале представлена палеонтологическая коллекция, дающая представление о древнейших обитателях суши и моря: куница, андатра, белка, лисица, медведь, черный ворон, сова, филин, куропатка, змеи и т. д.
А сейчас ребята мы с вами пройдем еще в один зал. В этом зале находятся экспозиции, посвященные Великой Отечественной Войне 1941-1945г.
В годы Великой Отечественной войны в Верхней Пышме не гремели бои, но война докатилась и до этого края. На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.
О том, как воевали земляки на фронтах Великой Отечественной войны и помогали фронту ударной работой в тылу, рассказывает экспозиция. Свыше 5000 верхнепышминцев ушли на фронт и более 2000 из них остались на полях сражений. В центре экспозиции панорама Курской битвы, выполненная художником А. Ф. Гареевым в 1994 году. Очень большой популярностью у посетителей музея пользуются предметы военных лет, в том числе макет разливочной машины для отливки снарядов. Рядом можно увидеть 100-килограммовый вайербарс – слиток меди для закладки в разливочную машину. Радио в виде тарелки – важный посредник между тылом и фронтом.
В витрине представлена тельняшка со следами крови Жерякова Виктора Николаевича, школьного учителя географии в довоенное время, который был ранен в боях под Сталинградом в 1943 г. Подлинный дневник Бориса Суворова, учителя школы № 1 (1925-1945) и медицинские инструменты 40-х годов XX века рассказывают о далеких событиях военного времени. Фляжка из стекла ранних военных лет, принадлежавшая Ровкину Константину Тимофеевичу, предшествовала фляжкам металлическим, используемым позже.
Общая экспозиция дополнена фото- и документальными источниками, содержащими сведения о верхнепышминцах - Героях Советского Союза.
По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:
- Как называется музей?
- Что вы видели в музее?
Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея : приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.