Светлана Гусева
Конспект занятия-экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое города Южи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к историко-культурному наследию родного края.
Задачи:
Углублять знания детей о родном городе посредством знакомства с его историческим прошлым, связанным с деятельностью А. Я. Балина.
Продолжить знакомство с достопримечательностями города, его промышленными объектами.
Развивать способность к практическому и умственному экспериментированию, логическим операциям.
Развивать связную речь детей, обогащать ее новыми словами (Сюртук, ткач, кушак, миткаль, купец).
Развивать творческие способности, эстетические чувства.
Публикация «Конспект занятия-экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию „Путешествие в прошлое города Южи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Воспитывать любовь к родному городу, желание узнавать его историю.
Материал:
Презентация «Старый-новый город», дидактическая игра «Кто чем занят?», макеты зданий: прядильно-ткацкая фабрика, Народный Дом, детский сад;
салфетки (миткалевые, султанчики, стаканы с водой, ложки на каждого ребёнка, «печатки» из картофеля, гуашь, костюмы для детей.
Предварительная работа:
Экскурсии по детскому саду, по близлежащим районам города, к озеру
Вазаль, в Дом Ремёсел, в Народный Дом; беседы о А. Я. Балине и его деятельности; рассматривание фотографий зданий, построенных купцом А. Я. Балиным; встречи с интересными людьми; заучивание пословиц о родном крае; дидактические игры «Угадай, где я нахожусь», «Центральная улица города», «Найди отличия».
Ход:
В: Ребята, у меня к вам есть такое замечательное предложение (дети подходят). Проснулась я рано и все не могла дождаться, когда же мы с вами увидимся?
Один, заранее подготовленный ребенок, сидит «скучает» у окна.
В: Ребята, а что с нашим Темой? Тема, почему ты такой грустный?
Р: Что-то настроения почему-то нет,
Что-то загрустилось мне опять…
Я возьму друзей с собой и горсть конфет
И пойду по улице гулять!
В: Тема, а может у тебя есть какое-то желание на сегодня?
Р: Да, есть.
В: Тогда я приглашаю вас в наш веселый «трамвайчик желаний» (дети садятся в построенный из стульев и плоскостного изображения трамвай, который используется ежедневно по утрам для бесед с детьми в утреннее время – «герой дня»)
В: Темочка, какое у тебя есть желание?
Р: Я хотел бы побывать на экскурсии.
В: Вот и прекрасно! Я как раз хотела пригласить вас отправиться на экскурсию!
Д: Куда?
В: В гости в прошлое. В далекое прошлое нашего города Южи.
В: Он никого не забывает,
На все вопросы отвечает,
Экскурсионный, расписной
Трамвай желаний городской!
В: Ну что, поехали? – звенит в колокольчик.
Д: Поехали!
В: В городе нашем жизнь бьет ключом,
Некогда городу нашему скучать,
Здорово, здорово и тоска нипочем,
Все нам о городе хочется узнать!
В: Вот мы и приехали! – звенит в колокольчик.
В: Пойдемте со мной! Я вам что-то покажу – проходят по коридору и попадают на фото экспозицию.
На фото экспозиции.
В: Присаживайтесь, ребята, сейчас вы увидите что-то интересное.
(Идет презентация «Старый-новый город»).
Воспитатель беседует с детьми, рассматривая старинные и современные фотографии зданий, обращаясь к опыту детей. Дети узнаю здания старой Южи: фабрика, клуб, библиотека, школа и т. д.
В: А сейчас я хочу предложить вам поиграть в компьютерную игру. Поиграем?
Д: ДА!
В: Игра называется «Где, что делают?»
На экране на верхней полосе фотографии современных городских зданий.
На нижней полосе – картинки: ткацкий станок, врач, продавец и т. д.
Надо мышкой перетащить картинки под соответствующее фото.
Дети по одному выполняют задание.
В: Очень хорошо поиграли. Все задания выполнили! А теперь продолжим наше путешествие!
В: Добро пожаловать в наш музей! – подходят к музейным экспонатам.
В мини музее ДОУ.
В: Мои помощники- экскурсоводы Даша и Саша расскажут нам и нашим гостям о нашем музее.
Даша: Это здание нашего детского сада. Это старинная постройка. Ей больше 100 лет. Построил его купец Балин. Раньше это был его дом. У Балина была большая семья, много детей, поэтому дом такой большой и красивый. Посмотрите, какие здесь длинные коридоры, высокие потолки и много-много комнат. Это очень уютный дом, поэтому он и был отдан нам – детям.
В: Спасибо Дашенька. Действительно, в семье Балиных было 28 детей. Жили они все здесь. Раньше здесь было два бассейна и прекрасная мебель. А теперь здесь наш детский сад.
В: А что интересного нам расскажет Саша?
Саша: Это здание Дома культуры. Оно тоже построено «Товариществом Балина». Посмотрите, какое красивое здание. Оно было сделано из красного кирпича и называли его Народный дом. Он был построен для рабочих, чтобы они проводили там свое свободное время. Внутри есть библиотека, есть настоящая сцена, Здесь, как и сейчас, ставили спектакли. А артистами были простые жители нашего города.
В: Спасибо тебе, Саша за такой интересный, познавательный рассказ.
В: Ребята, наш город славился производством тканей. А где делали ткань, вы знаете?
Д: На прядильно-ткацкой фабрике.
В: А как называют людей, которые занимаются производством ткани?
Д: Ткачи.
В: Совершенно верно.
В: Показывает макет ткацкой фабрики. Именно такую фабрику когда-то давным-давно построил А. Я. Балин. Этого человека давно уже нет на свете, но в память о себе он оставил и наш детский сад, и дом культуры, и фабрику. Он очень заботился о жителях города Южи. А кем был Балин?
Д: Купцом.
В: Да, сначала он покупал ткань, красил ее, а потом продавал. Но потом он решил сам производить ткань и построил фабрику. Очень много людей трудилось на фабрике. А чьи бабушки или дедушки работали на фабрике?
Ответы детей.
В: А вот интересно, откуда появиляется хлопковая ткань?
Д: Из хлопка.
В: А давайте мы с вами сейчас покажем, как это бывает.
Физкультминутка.
Со стебельков сорвем мы чашки (наклоны,
В них скрыты нитки и рубашки (разведение рук в стороны,
Хлопок мягкий, словно вата (сжимание-разжимание кулачков,
И полезен нам, ребята.
Хлопок летом вырастает (приседания,
Мир собою одевает (обнимание себя руками).
В: Молодцы! А все же, как делают ткань, с чего начинается ее производство?
Дети на макете рассказывают последовательность производства ткани.
В: Вы все правильно рассказали.
В: когда получалась готовая ткань, ее исследовали в фабричной лаборатории, смотрели нет ли брака, ровные ли ниточки. И я вас приглашаю пройти в лабораторию.
В лаборатории.
В: Ребята, вы знаете, как называется готовая фабричная ткань (миткаль).
Чтобы летом человеку было не жарко, ткань должна пропускать воздух.
Как узнать, пропускает ткань воздух или нет? У кого какие предложения на этот счет?
(выслушивает ответы детей)
В: Надо подуть на султанчики через ткань. Что происходит?
(султанчики раздуваются)
В: Значит…. побуждает детей к ответу…миткаль пропускает воздух.
В: А как узнать, впитывает ли миткаль воду?
(ответы детей)
В: Налейте на ткань по одной ложечке воды. Что происходит?
Д: Вода впиталась.
В: теперь возьмите ткань и сожмите ее в кулаке? Что произошло?
Д: Ткань мнется.
В: Попробуйте ее разорвать. Что мы видим?
Д: Не рвется.
В: Что это значит?
Д: Это значит, что она плотная.
В: Какие мы с вами умные. Исследовали готовую ткань и узнали ее свойства.
В: Ребята, а как по-вашему, готовая ткань красивая?
Д: Нет.
В: После исследования ткань отправляли в красильный цех. Для чего?
Д: Для окрашивания.
В: Совершенно верно!
В: А я приглашаю вас в художественную мастерскую.
В художественной мастерской.
В: А как вы думаете, что делают с тканью в художественной мастерской?
Д: Раскрашивают, наносят узоры…
В: Вы можете сейчас проявить свою фантазию и украсить платочки методом печати с помощью вот этих «печаток».
(дети украшают платочки)
В: Прекрасные, расписные платочки получились, яркие, разноцветные!
Такой товар с удовольствием купят на ярмарке! Купец Балин тоже возил готовые ткани на ярмарку. И я приглашаю вас на ярмарку, хотите пойти?
На ярмарку люди надевали все самое красивое. Давайте одеваться, ярмарка нас ждет!
(дети переодеваются)
На ярмарке (переходят в музыкальный зал)
В зале детей встречает музыкальный руководитель.
Звучит аудио запись:
Ярмарка! Ярмарка!
У нас сегодня ярмарка!
Тут товары продают,
Песни звонкие поют.
Будет всем вам угощенье,
Игры, шутки и веселье.
Добро пожаловать к нам на ярмарку!
У нас товара видимо-невидимо.
Подходите, подходите,
Да что-нибудь купите!
Подходите, подходите,
На товары поглядите.
Привезли из далека мы и миткаль и шелка.
(дети раскладывают свои платочки)
Смотрю, товаров вы накупили, и свой продали, можно и песню спеть.
(инсценировка русской народной песни «Селезень»).
Рефлексия.
В: Вот, ребята и закончилось наше путешествие в прошлое нашего города Южи. Что-то было вам интересно и познавательно на нашей экскурсии?
(ответы детей)
В: Почему мы помним купца Балина?
(ответы детей)
В: семейство Балиных было очень гостеприимным. К ним часто приходили гости на чаепитие. И я приглашаю вас на чай и сладкое угощение.