Шанина Ирина Викторовна
Проект «Исторический мини-музей военной славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мини – музей Военной Славы».
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки проведения: 01.04.15. -15.05.15.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Форма проведения: групповая.
Публикация «Проект „Исторический мини-музей военной славы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Темочки
Актуальность: Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с ВОВ, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.
Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет ВОВ, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, необходимо использовать разные методы и формы работы в этом направлении, в которых дети должны быть активными участниками образовательного процесса.
Одной из таких форм работы является организация в групповой комнате мини – музея.
Важная особенность организации мини – музея — возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках ДОУ, так и за его пределами.
Проектировочный компонент.
Цель создания:Расширить и обобщить знания детей об истории Великой Отечественной Войны и способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о событиях, героях войны и их подвигах.
2. Познакомить детей с военными предметами, военной техникой и разными родами войск, наградами.
3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем, посвящённым определённому историческому событию.
5. Познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.
6. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
7. Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
8. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
9. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Подготовительный этап:
- Курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Н. Рыжова (72 ч.)
- Подбор методической литературы по музейной педагогике.
- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.
- Подбор экспонатов в мини – музей «Военной славы».
- Специально подобранная литература на тему ВОВ.
- Подбор иллюстраций, рисунков, плакатов, открыток, изображающих события во время ВОВ.
- Создание коллекции презентаций и видеороликов на тему событий, информации об участниках, памятных дат ВОВ.
- Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Предполагаемый результат:
- Создание в групповой комнате мини – музея «Военной Славы» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными детьми.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.
- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях ВОВ, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы.
- Плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).
- Развитие творческих способностей детей. - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие интереса у детей к художественной и.
- Развитие интереса к музеям.
- Умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам.
- Умение составлять свои рассказы, опираясь на личный опыт.
- Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Продукт проектной деятельности:
- Мини – музей «Военной Славы» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей).
- Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Выставка детских рисунков «Славный праздник – День Победы!». Презентация проекта:
- Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить мини – музей «Военной Славы».
- Консультация для педагогов «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
- Обмен опытом с коллегами по созданию мини – музея в групповой комнате.
- Публикация проекта в блоге педагога на сайте http://www.maam.ru/detskijsad/IrVik.
Организационный компонент. Реализация проекта.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура».
- Знакомство с разновидностями музеев, из значении, правилами поведения в них.
- Знакомство с «историческими музеями», их значением.
- Знакомство с понятием «экспонат» музея.
- Просмотр презентаций и видеороликов о событиях и участниках ВОВ, памятниках, памятных местах и датах.
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
«Оборонительная крепость» (строительный материал, детали).
«Самолёты - истребители» (моделирование из бумаги).
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы ходили в музей».
"Библиотека".
Дидактические игры:
«Подбери картинку».
«Найди пару».
"Чья форма?"
"Что изменилось?"
"Продолжи предложение".
"Что не так?"
Чтение.
- Чтение правил поведения в музеи.
- Чтение книг о ВОВ из библиотеки мини – музея.
Коммуникация.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Беседы о экспонатах нашего мини – музея «Военной Славы», обсуждение, куда и как лучше их расставить, расположить.
- Рассказы детей о членах своих семей, воевавших в ВОВ.
Художественное творчество.
Рисование:
Рисунки детей разными изобразительными средствами на тему «Славный праздник – День Победы!»
Аппликация: «Открытки ветеранам».
Лепка: «Военная техника».
Труд:
- Оформление мини – музея «Военной Славы».
- Изготовление экспонатов в мини – музей.
- Дежурство в мини – музее.
- Организация выставок детских работ.
Безопасность.
- Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассматривание бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.
Совместная деятельность детей и родителей.
- Подбор экспонатов и литературы по теме в мини – музей «Военной Славы».
- Художественно – литературное задание «Военная страница семейного альбома».
Экскурсия::в музей Военной техники
Рефлексивный компонент.
Реализация проекта прошла успешно. Поставленные цели и задачи были достигнуты и решены.
Мини – музей «Военной Славы» относился к историческому музею, так как на собранных экспонатах мы пытались показать не только разнообразие военных род войск, военной техники, предметов, наград и т. д., но и исторические события с их участием.
Экспонаты в мини - музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателя. В мини – музей принималось всё, что было связано с военной тематикой. Единственным условием к экспонатам было - их внешний эстетический вид и экологическая безопасность для здоровья детей.
Наш мини – музей был расположен в групповом помещении, что позволяло нам выстраивать материал музея по мере поступления новых экспонатов и информации. Экспонаты были размещены в отдельно отведённом уголке, на разных уровнях: на вертикальном и горизонтальном (на столиках, стеллажах, стене, специальных подставках). Была создана мини – библиотека, в которую вошли энциклопедии и книги, рассказывающие о военных буднях, событиях и героях Великой Отечественной Войны. В групповой «библиотеке» постоянно велась работа с книгами. Дети с огромным интересом рассматривали иллюстрации, читали рассказы и стихотворения, изучали описания военной техники и военных событий, превращаясь в «исследователей».
Мини – музей после своего открытия являлся не только элементом дизайна и гордостью нашей групповой комнаты, в нём также систематически проводилась работа:
-Шло постоянное пополнение экспонатами, их размещение, рассматривание и изучение.
- Дети свободно использовали экспонаты в игровой и самостоятельной деятельности. - На базе данного мини – музея велась регулярная работа по образовательным областям: познание, коммуникация, художественное творчество, труд.
- Была организована образовательная деятельность по рисованию на тему «Славный праздник – День Победы!» и оформлена выставка детских работ.
- Изготовление открыток для ветеранов ВОВ.
- В рамках проекта дети участвовали во Всероссийском творческом конкурсе, посвящённом 70-летию Победы в ВОВ «Этих дней не смолкнет слава» на сайте Академии развития творчества «АРТ – талант» с 6.04. по 28.05.2015 года.
Номинация «Рисунок»:I мест – 4.
Номинация «Праздничная открытка»:I мест – 4,II место – 1.
- Участие в рамках проекта во Всероссийской занимательной викторине «День Победы». Номинация «Юный эрудит» на сайте Академии развития творчества «АРТ – талант» с 10.04. по 26.05.2015 года.
Результат: коллективная работа – I место. - Совместно детьми и родителями были изготовлены плакаты, брошюры на тему «Военная страница семейного альбома» с информацией о членах семьи, воевавших в ВОВ, или, работавших в тылу.
- На экскурсию в мини-музей приходили дети из других групп, и ребята становились «экскурсоводами», увлечённо рассказывая о своих экспонатах.
- Была организована экскурсия в музей Военной техники в нашем городке.
Родителям была отведена первоначальная задача при создании мини – музея – помочь подобрать необходимые экспонаты. Они с огромным интересом помогали собирать экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже в уголках, внося свои советы и пожелания по развитию мини – музея. Наиболее важным и значимым в музейном «деле» для родителей оказался интерес детей к данной форме работе, в которой дети в непринуждённой, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много нового и познавательного о событиях и участниках Великой Отечественной Войны и поделились своими знаниями с родителями.
У детей появился интерес к музеям, желание дальше познавать историю своей страны, своего народа.