Наталья Сейранова
Конспект экологического занятия «Путешествие Почемучки по родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое занятие «Путешествие Почемучек по родному краю» (для детей старшей подготовительной группы 6-7 лет)
(разработала воспитатель МДОАУ № 3 «Колокольчик» г. Новокубанск
Сейранова Наталья Александровна)
Цель: Формирование экологически оправданного поведения в природе.
Задачи:
•1. Формировать у детей интерес к природоохранной деятельности человека.
•2. Дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь. На земле обитает много живых существ. Всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Публикация «Конспект экологического занятия „Путешествие Почемучки по родному краю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
3. Познакомить с рекой Кубань.
4. Воспитывать в детях высокую ответственность за сохранность природных богатств, разумное использование и умножение
5. Пополнить знания детей о цветах.
6. Познакомить с полевым цветком ромашка.
7. Развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы, совершенствовать умение детей размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами продолжаем пополнять наши экологические знания. А как называется наша группа? (ответы) Правильно! «Почемучки»! Но раз мы заговорили об экологии, значит сегодня вы «Экопочемучки».
-Ой, ребята, а кто это там стучится к нам в дверь?
(Раздается стук в дверь и появляется большой смурфик (игрушка).Имитируем, будто смурф, что-то говорит воспитателю на ухо.)
Воспитатель переводит от его имени:
- Здравствуйте, многоуважаемые экопочемучки! Вы меня узнали? Правильно, я смурфик! Давайте знакомиться – меня зовут Красавчик! Я очень люблю природу! У меня однажды случилась беда, и в этом виноват даже не Гаргамель, а я сам :
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладони
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Помогите мне ребята, у вас очень красивый край, и я хочу узнать о нем побольше. Поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем Красавчику? (ответы детей)
А хотите мы с вами поиграем в игру, ведь недаром вы «Почемучки», вы сейчас «Экопочемучки», вы сегодня выступите в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми исследователи сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.
Воспитатель: Давайте расскажем, где вы живете? В какой стране?В каком краю и городе мы живем? (ответы детей)
Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас и тебя Красавчик совершить путешествие на экопаровозике по родным для нас местам.
Мы сейчас с вами отправимся в волшебное путешествие. Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии нашего края. Пусть вы еще не взрослые, но свое значение для природы уже пора понимать. Природа позаботилась о нас — напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы относимся к природе (ответы детей)
- Ребята, а вот и первая остановка, называется «Река Кубань»
Слайд 1. Посмотрите на красоту этой величавой реки. Она берет свое начало в верховьях гор и выглядит небольшим ручьем, но чем ниже она спускается с гор тем мощнее и красивее она становиться. (Презентация о р. Кубань и просмотр слайдов о загрязнении реки).
Слайд 2.— Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
— Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?
— На берегу реки Кубань
— Давайте поговорим немного о нашей реке.
— Откуда наша Кубань берет свое начало?
— Куда впадает Кубань?
— Чем отличается река от озера?
— Какую пользу приносит река (ответы?
Слайд 3-4 - 5. Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему? (ответы детей) Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. Нельзя разбрасывать мусор по берегам и в воду. Нужно заботиться о водоемах нашего края. Природа не прощает ошибок и плохого к себе отношения, она иногда жестоко наказывает людей. (Слайд 6-7)-
Воспитатель: - Молодцы! А хотите отправиться на природу? (Ответы детей)
- Сейчас я приглашаю вас на прогулку в лес. Только сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. (Детям показывают экологические знаки, а они поясняют их значение – не шуметь в лесу, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не ловить бабочек и других насекомых, не разрушать муравейники, ходить стараться по тропинкам).
- С правилами вы знакомы, можно отправляться в путь. Но пешком идти долго, предлагаю полететь! С помощью волшебного заклинания мы превратимся в маленьких комариков и полетим.
- Делайте вместе со мной:
Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в комарика превратись!
- Вот мы и комарики! Помахали крылышками и полетели в лес на опушку, в полёте друг друга не задеваем.
Физкультминутка.
Над землёю мы летим,
Мы летим, мы летим, (дети бегают и машут ручками-крылышками)
И тихонечко звеним,
Да, звеним, да, звеним. (дети издают звон комариков)
Пролетели речку, луг,
Сделали почётный круг, (бегут по кругу)
Оглядели всё вокруг, (поворачивают головы влево и вправо)
Приземляемся, мой друг! (останавливаются)
- Представьте, что ваши стульчики – это пенёчки, летим к пенёчкам.
- Вот мы и на лесной поляне. Пора нам снова превратиться в ребятишек.
Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в ребятишек превратись! (садятся)
Ребята, вы любите загадки? (ответы детей) Тогда, отгадайте мою загадку.
Нам без них не обойтись,
С ними радостнее жизнь,
В поле, на лугу, в саду
Встретишь эту красоту! (Цветы)
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята, а какие цветы очень часто встречаются на берегу нашей реки и в лесу? Я вам сейчас загадаю еще одну загадку! Слушайте внимательно!
Стоят в поле сестрички:
Желтые глазки
Белые реснички (ромашка)
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (Ромашка)
Воспитатель: Правильно – Ромашка! Какие вы догадливые! Ромашка – это симол Кубани (Слайд 9-10)
- Ребята, посмотрите внимательно и вы увидите, что ромашка, действительно, похожа на солнышко, только лучики у неё белые, и также как солнышко, она дарит нам тепло и радость. А ещё у ромашки есть стебель и зелёные листочки в виде раскидистых веточек. Растёт она на лугу, в поле, на лесных лужайках. Расцветает ромашка в начале лета и цветёт до самой осени. Ромашка — лекарственное растение, лечит людей от болезней. Её заваривают и пьют целебный ромашковый чай. Он хорошо помогает при простудных заболеваниях. А ещё ромашковым отваром можно полоскать светлые волосы, тогда они приобретают красивый золотистый оттенок и блестят как шёлк. Помогает ромашка лечить и многие серьёзные заболевания. В народной медицине известно много рецептов, как использовать ромашку для лечения болезней у людей. Поэтому нельзя просто так рвать ромашки и бросать их погибать на землю.
- Предлагаю поиграть в игру «Цветок - не цветок». Хотите?
Игра «Цветок - не цветок»
Правила: Я буду произносить названия растений. Если это растение относится к цветам – вы хлопаете в ладоши, если нет – топаюете ногами.
Пример: роза, клён, ландыш, малина, берёза, подснежник, тюльпан, дуб, василёк, сосна, гладиолус, тыква, осока, астра, арбуз, подсолнух, крыжовник, кукуруза, фиалка, рябина, одуванчик, клюква, нарцисс, ромашка.
- Воспитатель: Ребята, а в какое время года можно встретить так много ромашек (Слайд) (Летом). А что происходит с ними зимой? (Они погибают) А почему же тогда весной они вновь появляются? (Ответы детей)
Воспитатель: - В конце лета ромашки отцветают и дают крохотные семена, которые тесно сидят в «золотом донце» цветка. Падая на землю, семена укрываются в ней и всю холодную осень и студёную зиму спят под тёплым покровом земли и снега. А весной, когда ласковое солнце начинает светить и пригревать землю, семена просыпаются и из них появляются маленькие зелёные росточки ромашек. Растения растут, развиваются с каждым днём. Летом солнце светит ещё ярче, идут тёплые летние дожди, и растения начинают цвести. Раскрываются белые цветки ромашек, и мы любуемся их красотой всё лето, а пчёлки с удовольствием собирают нектар с цветков. К началу осени ромашки отцветают и дают семена, они снова прячутся в землю и всё повторяется сначала. Так происходит из года в год.
Предлагаю вам поиграть в игру «Зелёненький росточек».
Игра-медитация «Зелёненький росточек»
Сначала дети ложатся на ковёр, свернувшись калачиком, изображая семена ромашек.
ТЕКСТ: Представьте, что вы маленькие семена ромашек, которые лежат в земле и ждут, когда их пригреет солнышко, а пока вы спите. Там наверху зима, холодная вьюга со свистом проносится по земле, всё вокруг сковал холод. Но вам тепло в земле под снежным одеялом. Время идёт… И вот уже первая капель возвестила о приближении весны. Птицы защебетали (включаем голоса птиц на 20-30 сек). Ярко засветило солнце, и семена стали потихоньку расти. Очень медленно они поднимают свои головки, тянутся-тянутся к солнышку (дети поднимаются на корточки, потом на ноги, встают в полный рост, и распускают свои белоснежные лепесточки (дети подняли руки вверх и широко расставили пальчики). На них дует ветер, их поливает тёплый летний дождь, и они растут и дарят всему миру свои улыбки.
Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо справились со своей ролью цветка. (Дети садятся за столы)
- Ребята, а давайте, окунёмся в лето и каждый из вас нарисует при помощи красок, свою маленькую лужайку, на которой растут ромашки. Потом мы разложим все работы на ковре, и у нас получится большое ромашковое поле! (дети выполняют работу и раскладывают работы на ковре)
- Как красиво, правда!
- Вот и подошло к концу наше небольшое и удивительное путешествие по родному краю. Мы увидели и исследовали проблему загрязнения рек, которая существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом? Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем (ответы детей)
Слайд 11
- Когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля. Берегите природу родного края!
Смурф : Ребята, вам понравилось наше волшебное приключение? (ответы)
Мне очень понравилось! Ну, а мне пора возвращаться в свою страну Смурфов, а то папа Смурф будет беспокоится.
Спасибо ребята за познавательное путешествие.
До свидания, ребята!
Используемые ресурсы:
1. «Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края» — Данилина Л. М (2001г)
2. «Любовь к природе воспитываем с детства» — С. Н. Николаева
3. «Экологические игры в воспитании дошкольников»- Н. А. Рыжова
4. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»
— С. Н. Николаева
5. «Экологические занятия» - Бондарнко Т. М.
6. Интернет –сайты Маам. ру; Дошкольник. ру и др.