Наталья Сейранова
Конспект экологического занятия «Путешествие Почемучки по родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое занятие «Путешествие Почемучек по родному краю» (для детей старшей подготовительной группы 6-7 лет)
(разработала воспитатель МДОАУ № 3 «Колокольчик» г. Новокубанск
Сейранова Наталья Александровна)
Цель: Формирование экологически оправданного поведения в природе.
Задачи:
•1. Формировать у детей интерес к природоохранной деятельности человека.
•2. Дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь. На земле обитает много живых существ. Всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
3. Познакомить с рекой Кубань.
4. Воспитывать в детях высокую ответственность за сохранность природных богатств, разумное использование и умножение
5. Пополнить знания детей о цветах.
6. Познакомить с полевым цветком ромашка.
7. Развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы, совершенствовать умение детей размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами продолжаем пополнять наши экологические знания. А как называется наша группа? (ответы) Правильно! «Почемучки»! Но раз мы заговорили об экологии, значит сегодня вы «Экопочемучки».
-Ой, ребята, а кто это там стучится к нам в дверь?
(Раздается стук в дверь и появляется большой смурфик (игрушка).Имитируем, будто смурф, что-то говорит воспитателю на ухо.)
Воспитатель переводит от его имени:
- Здравствуйте, многоуважаемые экопочемучки! Вы меня узнали? Правильно, я смурфик! Давайте знакомиться – меня зовут Красавчик! Я очень люблю природу! У меня однажды случилась беда, и в этом виноват даже не Гаргамель, а я сам :
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладони
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Помогите мне ребята, у вас очень красивый край, и я хочу узнать о нем побольше. Поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем Красавчику? (ответы детей)
А хотите мы с вами поиграем в игру, ведь недаром вы «Почемучки», вы сейчас «Экопочемучки», вы сегодня выступите в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми исследователи сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.
Воспитатель: Давайте расскажем, где вы живете? В какой стране?В каком краю и городе мы живем? (ответы детей)
Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас и тебя Красавчик совершить путешествие на экопаровозике по родным для нас местам.
Мы сейчас с вами отправимся в волшебное путешествие. Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии нашего края. Пусть вы еще не взрослые, но свое значение для природы уже пора понимать. Природа позаботилась о нас — напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы относимся к природе (ответы детей)
- Ребята, а вот и первая остановка, называется «Река Кубань»
Слайд 1. Посмотрите на красоту этой величавой реки. Она берет свое начало в верховьях гор и выглядит небольшим ручьем, но чем ниже она спускается с гор тем мощнее и красивее она становиться. (Презентация о р. Кубань и просмотр слайдов о загрязнении реки).
Слайд 2.— Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
— Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?
— На берегу реки Кубань
— Давайте поговорим немного о нашей реке.
— Откуда наша Кубань берет свое начало?
— Куда впадает Кубань?
— Чем отличается река от озера?
— Какую пользу приносит река (ответы?
Слайд 3-4 - 5. Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему? (ответы детей) Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. Нельзя разбрасывать мусор по берегам и в воду. Нужно заботиться о водоемах нашего края. Природа не прощает ошибок и плохого к себе отношения, она иногда жестоко наказывает людей. (Слайд 6-7)-
Воспитатель: - Молодцы! А хотите отправиться на природу? (Ответы детей)
- Сейчас я приглашаю вас на прогулку в лес. Только сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. (Детям показывают экологические знаки, а они поясняют их значение – не шуметь в лесу, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не ловить бабочек и других насекомых, не разрушать муравейники, ходить стараться по тропинкам).
- С правилами вы знакомы, можно отправляться в путь. Но пешком идти долго, предлагаю полететь! С помощью волшебного заклинания мы превратимся в маленьких комариков и полетим.
- Делайте вместе со мной:
Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в комарика превратись!
- Вот мы и комарики! Помахали крылышками и полетели в лес на опушку, в полёте друг друга не задеваем.
Физкультминутка.
Над землёю мы летим,
Мы летим, мы летим, (дети бегают и машут ручками-крылышками)
И тихонечко звеним,
Да, звеним, да, звеним. (дети издают звон комариков)
Пролетели речку, луг,
Сделали почётный круг, (бегут по кругу)
Оглядели всё вокруг, (поворачивают головы влево и вправо)
Приземляемся, мой друг! (останавливаются)
- Представьте, что ваши стульчики – это пенёчки, летим к пенёчкам.
- Вот мы и на лесной поляне. Пора нам снова превратиться в ребятишек.
Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в ребятишек превратись! (садятся)
Ребята, вы любите загадки? (ответы детей) Тогда, отгадайте мою загадку.
Нам без них не обойтись,
С ними радостнее жизнь,
В поле, на лугу, в саду
Встретишь эту красоту! (Цветы)
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята, а какие цветы очень часто встречаются на берегу нашей реки и в лесу? Я вам сейчас загадаю еще одну загадку! Слушайте внимательно!
Стоят в поле сестрички:
Желтые глазки
Белые реснички (ромашка)
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (Ромашка)
Воспитатель: Правильно – Ромашка! Какие вы догадливые! Ромашка – это симол Кубани (Слайд 9-10)
- Ребята, посмотрите внимательно и вы увидите, что ромашка, действительно, похожа на солнышко, только лучики у неё белые, и также как солнышко, она дарит нам тепло и радость. А ещё у ромашки есть стебель и зелёные листочки в виде раскидистых веточек. Растёт она на лугу, в поле, на лесных лужайках. Расцветает ромашка в начале лета и цветёт до самой осени. Ромашка — лекарственное растение, лечит людей от болезней. Её заваривают и пьют целебный ромашковый чай. Он хорошо помогает при простудных заболеваниях. А ещё ромашковым отваром можно полоскать светлые волосы, тогда они приобретают красивый золотистый оттенок и блестят как шёлк. Помогает ромашка лечить и многие серьёзные заболевания. В народной медицине известно много рецептов, как использовать ромашку для лечения болезней у людей. Поэтому нельзя просто так рвать ромашки и бросать их погибать на землю.
- Предлагаю поиграть в игру «Цветок - не цветок». Хотите?
Игра «Цветок - не цветок»
Правила: Я буду произносить названия растений. Если это растение относится к цветам – вы хлопаете в ладоши, если нет – топаюете ногами.
Пример: роза, клён, ландыш, малина, берёза, подснежник, тюльпан, дуб, василёк, сосна, гладиолус, тыква, осока, астра, арбуз, подсолнух, крыжовник, кукуруза, фиалка, рябина, одуванчик, клюква, нарцисс, ромашка.
- Воспитатель: Ребята, а в какое время года можно встретить так много ромашек (Слайд) (Летом). А что происходит с ними зимой? (Они погибают) А почему же тогда весной они вновь появляются? (Ответы детей)
Воспитатель: - В конце лета ромашки отцветают и дают крохотные семена, которые тесно сидят в «золотом донце» цветка. Падая на землю, семена укрываются в ней и всю холодную осень и студёную зиму спят под тёплым покровом земли и снега. А весной, когда ласковое солнце начинает светить и пригревать землю, семена просыпаются и из них появляются маленькие зелёные росточки ромашек. Растения растут, развиваются с каждым днём. Летом солнце светит ещё ярче, идут тёплые летние дожди, и растения начинают цвести. Раскрываются белые цветки ромашек, и мы любуемся их красотой всё лето, а пчёлки с удовольствием собирают нектар с цветков. К началу осени ромашки отцветают и дают семена, они снова прячутся в землю и всё повторяется сначала. Так происходит из года в год.
Предлагаю вам поиграть в игру «Зелёненький росточек».
Игра-медитация «Зелёненький росточек»
Сначала дети ложатся на ковёр, свернувшись калачиком, изображая семена ромашек.
ТЕКСТ: Представьте, что вы маленькие семена ромашек, которые лежат в земле и ждут, когда их пригреет солнышко, а пока вы спите. Там наверху зима, холодная вьюга со свистом проносится по земле, всё вокруг сковал холод. Но вам тепло в земле под снежным одеялом. Время идёт… И вот уже первая капель возвестила о приближении весны. Птицы защебетали (включаем голоса птиц на 20-30 сек). Ярко засветило солнце, и семена стали потихоньку расти. Очень медленно они поднимают свои головки, тянутся-тянутся к солнышку (дети поднимаются на корточки, потом на ноги, встают в полный рост, и распускают свои белоснежные лепесточки (дети подняли руки вверх и широко расставили пальчики). На них дует ветер, их поливает тёплый летний дождь, и они растут и дарят всему миру свои улыбки.
Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо справились со своей ролью цветка. (Дети садятся за столы)
- Ребята, а давайте, окунёмся в лето и каждый из вас нарисует при помощи красок, свою маленькую лужайку, на которой растут ромашки. Потом мы разложим все работы на ковре, и у нас получится большое ромашковое поле! (дети выполняют работу и раскладывают работы на ковре)
- Как красиво, правда!
- Вот и подошло к концу наше небольшое и удивительное путешествие по родному краю. Мы увидели и исследовали проблему загрязнения рек, которая существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом? Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем (ответы детей)
Слайд 11
- Когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля. Берегите природу родного края!
Смурф : Ребята, вам понравилось наше волшебное приключение? (ответы)
Мне очень понравилось! Ну, а мне пора возвращаться в свою страну Смурфов, а то папа Смурф будет беспокоится.
Спасибо ребята за познавательное путешествие.
До свидания, ребята!
Используемые ресурсы:
1. «Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края» — Данилина Л. М (2001г)
2. «Любовь к природе воспитываем с детства» — С. Н. Николаева
3. «Экологические игры в воспитании дошкольников»- Н. А. Рыжова
4. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»
— С. Н. Николаева
5. «Экологические занятия» - Бондарнко Т. М.
6. Интернет –сайты Маам. ру; Дошкольник. ру и др.