Елена Чурсина
ОД Формирование целостной картины мира «Экологическое путешествие по родному краю» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологической культуры и самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
- познакомить с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека, экологи (люди, которые помогают природе);
- расширять кругозор за счет усвоения представлений об окружающем мире; - уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах;
- обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;
- формировать практические природоохранные умения;
– ввести в словарный запас детей слова: эколог, экологическая катастрофа.
Публикация «ОД Формирование целостной картины мира „Экологическое путешествие по родному краю“ старшая группа» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;
– развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, зрительное сосредоточение, зрительную память;
Воспитательные задачи:
воспитывать гуманное отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;
– воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;
– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
Коррекционные задачи:
- ввести в активный словарь глаголы (журчит, бежит, шумит);
- развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи,
- развивать общую и мелкую моторику
Оборудование и материалы: карта маршрута с обозначенными остановками; модель «Живое»; ленты зеленого цвета; картинки (рыжая белка и серая белка, медведь, берлога, ласточка, дятел, сорока, теплые страны); картинки обитателей водоемов (рыбы, раки, насекомые, лягушки) и животных, обитающих возле водоемов, магнитная доска, ткань синего цвета для оформления реки; бросовый материал для оформления загрязненной речки, заготовки для кормушки, веревки, ленты, семена и сухие ягоры рябины, смешанные с мусором; проектор; экран; аудио-вставки (шума воды в реке,стук дятла, презентация.
Герой - Старик-Лесовик.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: дети сидят полукругом и смотрят фотографии на экране на тему: «Лето в моем детском саду», раздается сигнал и приходит электронное письмо.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости. Вас ожидают очень интересные встречи и непростых ситуаций. Знания и смекалка в этом путешествии вам очень пригодятся. Дорогу вам укажет карта. Старик Лесовик».
Воспитатель: -Сейчас распечатаем карту. (достает заготовленную карту)
Дети знакомятся с картой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: «Речка», «Лес», «Мастерская Лесовика».
Воспитатель. - Ребята, давайте отправимся в путешествие. Чтобы нам было весело в пути, повторим чистоговорку:
«Ём-Ём-Ём - в путешествие идем
реки, горы и поля – все любимые края» СЛАЙД №2
Звуки журчащей воды.
Воспитатель. Как вы думаете, что это мы слышим?
Ответы детей. (вода, река, ручей)
- Правильно – это первая остановка – «Река».
Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят. (СЛАЙД №3)
Ответы детей. (Это река. В реке течет вода. У реки есть два берега. Реки бывают большие и маленькие)
Воспитатель. - А какая реки протекает у нас в Ельце?
Ответы детей. (Сосна, Ельчик)
Воспитатель. – Верно. Расскажите, ребята, а кто живет в наших реках?
Ответы детей. В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке приходят животные, прилетаю птицы напиться воды.
(Рассказ детей сопровождается показом иллюстраций на СЛАЙДЕ №4).
Воспитатель. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые. Давайте рассмотрим модель «живое» и расскажем, что мы знаем, определим, где живой объект, а где неживой.
Работа с моделью «Живое».
Дети по очереди берут схемы с условными обозначениями и рассказывают, что означает схема.
(Рассказ сопровождается выкладыванием на магнитной доске модели «живое»).
Все живые существа дышат – изображение носа;
питаются – изображение тарелки;
растут – изображение дерева низкого и дерева высокого;
передвигаются – изображение ног птицы;
размножаются – изображение цыпленка и курицы.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием!
В мире огромном,
В мире прекрасном,
В маленькой речке
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки – плавуны
Просто не могут без чистой воды!
Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани). В ней находится много мусора.
– Но что это в нашей реке?
Ответы детей.
Воспитатель. – Ребята, когда природу загрязняют - это называется экологической катастрофой. Посмотрите на экран. Вы видите, какая беда может случиться с нашей природой. (СЛАЙД № 5,6,7 - изображения мусорной свалки, лесных пожаров, разлива нефти).
– Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему?
Ответы детей.
Воспитатель. – Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы это сделаем. У меня есть пакеты для мусора. Кто-то из вас будет держать пакеты, а кто-то наденет перчатки и соберет мусор (дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты).
Воспитатель. - Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами нашего родного края. Я поздравляю вас и хочу прикрепить вам специальные отличительные знаки – зеленые ленточки.
– А как вы думаете, почему ленты зеленого цвета? (Рассуждения детей).
Педагог прикрепляет детям ленты.
– Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней.
Слышится шум воды, пение птиц (СЛАЙД № 8 - изображение реки).
Воспитатель. - Ребята, что вы слышите?
- Это речка благодарит вас за помощь. Как можно сказать о реке – что делает река?
Ответы детей (журчит, течет, переливается, бежит).Теперь вы можете вернуть её обитателей в чистую речку. (Дети берут картинки обитателей реки, называют их и возвращают в водоем).
Воспитатель. Друзья, нам пора в путь.
– Давайте внимательно посмотрим на карту и отправимся дальше по нашему маршруту.
Динамическая пауза. (движения в соответствии с текстом)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп!
Немного отдохнем
И дальше весело пойдем!
Дети идут в уголок леса. (СЛАЙД №9. - изображение осеннего леса).
Воспитатель.
- Ребята, какое время года вы здесь видите? (осень).
Воспитатель. – Дети, докажите, что это осень.
Ответы детей.
Воспитатель. Какое время года наступит за осенью? (зима) Посмотрите внимательно на наш лес: все ли готово к зиме? (на слайде на фоне зимнего леса - медведь, рыжая белка, ласточки, серый заяц, дятел, ворона).
СЛАЙД №10
Что здесь не так?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, исправьте ошибки: объясните, почему нельзя встретить в зимнем лесу рыжую белку, серого зайца, медведя, ласточку – что с ними происходит? И подберите пару к картинкам.
Рассуждения детей. Белка летом рыжая, а на зиму белки меняют шубку на серую, медведь ложится спать в берлогу, заяц тоже меняет цвет шубки на белый, ласточки улетают в теплые края, потому что питаются мелкими насекомыми, а зимой насекомые исчезают. (одновременно дети выставляют напротив рыжей белки – серую белку, напротив медведя – берлогу, напротив ласточки – теплые страны и т. д.)
Воспитатель. Дети, вы все правильно сделали, но в нашем зимнем лесу еще остались птицы. Назовите их. (дятел, сорока).А почему эти птицы не улетели в теплые края?
Ответы детей.
Воспитатель. – Не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.
Воспитатель. – Скажите, каких зимующих птиц вы узнали?
– Правильно, у нас зимуют воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы.
– А почему эти птицы не улетают в теплые края?
Воспитатель с детьми делает заключение, что для этих птиц зимой есть корм.
Раздается стук дятла.
Воспитатель. Что это за звуки? Дети, кто может издавать такой звук (дятел)
Я думаю он просит о помощи…
Появляется Старик – Лесовик. Здравствуйте, ребята, я – Старик-Лесовик. Очень хорошо, что вы откликнулись на мое приглашение, а то я ничего не успеваю.
Воспитатель. А что случилось?
Лесовик. Ну как же, зима на носу, скоро снег выпадет и птицам тяжело будет добывать корм, слышали дятел просит помочь птицам с кормом.
Воспитатель. Дети, как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки, насыпать корм в кормушки)
Лесовик. Правильно. Я хочу вас пригласить в свою мастерскую. Знаете, что это такое? (ответы детей)
СЛАЙД №11 - мастерская Лесовика.
Лесовик. Я уже все при готовил. (показывает на коробки от сока, пластиковые бутылки с прорезанными отверстиями и семена, смешанные с мелкими камешками и мусором. Надо привязать веревки и ленточки к моим заготовками перебрать семена, убрав мусор.
-Ну что, справитесь?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили, (Ладони сложены домиком,
Мы столовую открыли. Ладони открываются и закрываются как ворота,
Воробей, снегирь – сосед, Ладони имитируют движения крыльев,
Будет вам зимой обед. Ладони обеих рук соединены, пальцы попеременно соединяются и разъединяются)
Продуктивная деятельность. Часть детей привязывает веревочки и ленточки к коробкам, а часть выбирают мусор из тарелок на которых разложены семена и сухие ягоды.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
Лесовик. - Молодцы, хорошо потрудились. Кормушки получились прочные и корм быстро перебрали. Возьмите эти кормушки с собой – повесите их на участке детского сада, насыпьте в них корм - так вы спасете птиц от зимнего голода.
СЛАЙД №12 - изображение птиц на кормушке.
Воспитатель. –Вот спасибо, наши птицы я думаю будут очень довольны! А вам мы с ребятами еще сделаем кормушек и пришлем посылкой. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Лесовик. Я вам покажу короткий путь: надо только сказать волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – в детский сад хотим опять!»
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.
Что вам больше всего понравилось в нем?
Кому мы помогли?
А что означают зеленые ленточки у вас на груди?
Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов.
А сейчас мы приготовим корм и на прогулке развесим кормушки для птиц.