Надия Кильдеева
Конспект воспитательного занятия (ООД) в старшей группе «В гостях у старого медного самовара»
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом и предметами утвари русского народа.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с историей возникновения самовара, его внешним видом, назначением; расширить знания детей о традициях русского народа.
Развивающие: продолжать развивать активный познавательный интерес детей к окружающему миру;
Воспитательные : воспитывать уважение к русской культуре и традициям.
Словарная работа: Самовар.
Публикация «Конспект воспитательного занятия (ООД) в старшей группе „В гостях у старого медного самовара“» размещена в разделах
Оборудование: самовар, чашки и сладости; презентация «В гостях у самовара»; для детей- русские народные костюмы, музыка для частушек на флешке, магнитофон, силуэты самоваров по количеству детей.
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха», проведение масляной недели и праздника Масленица, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
Методы и приемы: наглядный (приём использования ТСО., приём показа предметов); словесный (рассказ, художественное слово).
Ход ООД:
I. Вводная часть:
Воспитатель : Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям.
Здравствуйте, ребятишки гости дорогие! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.
Дорогих гостей встречаем
Хлебом- солью привечаем.
II. Основная часть:
Воспитатель : Ребята, а кто из вас любит принимать гостей?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель : Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью.
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Этим хозяева хотели показать свое гостеприимство. А также по русской традиции встречают гостей чаем. К нему подают варенье, мед, баранки, бублики, пряники, пироги. Издавна на Руси любили чай и умели его вкусно заваривать (слайд 2). А вот пили чай из чего, попробуйте отгадать для этого загадку.
Загадка: У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Дети: самовар
Воспитатель : правильно, это конечно же самовар (слайд 3). Посмотрите на него. Вот он, посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар?
Дети: для чая.
Воспитатель : Правильно, в нем кипятят чай. Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества.
А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были другими и их топили дровами. Чтобы вскипятить чай в таком самоваре, вот сюда, в самовар, наливали воду. Для растопки самовара годилось всё : и щепочки, и палочки, и шишки. А когда горят дрова, появляется дым, и чтобы дым не выходил в дом, ставили сверху трубу и вводили ее в печь или в окно.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Воспитатель : А сейчас самое время поговорить о том, откуда и когда к нам пришел самовар.
Без самовара нельзя было представить жизнь русского народа. И мы сегодня тоже собрались у самовара.
Самовар –это русское изобретение. Впервые изготовили его на Урале, а затем их начали делать по всей России. Особенно в городе Туле. Сначала его называли самогреем, самокипцем. А уж потом самоваром. Сам варит!
Какие только самовары раньше не делали : и большие, и маленькие. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво украшали (слайд 4).
Самовар дорожный, самовар ваза – «Многогранник» (слайд 5).
Самовар бочонком, самовар «Тюльпан» (слайд 6).
Самовар «Жёлудь» самовар «Арбуз» (слайд 7).
Самовар яйцом, самовар «Паук» (слайд 8).
Самовар банкой-буфетный электрический, самовар вазой (слайд 9).
Воспитатель : Вот такие красивые самовары раньше делали на Руси.
О самоваре многое узнали,
Но, по-моему, устали.
А сейчас давайте встанем и немного отдохнём.
Физминутка «Самовар».
Кипит самовар, во все стороны пар (дети показывают руками вверх и в стороны).
- Давай, выручай! Закончился чай (руки в стороны и сложить ладошкой у груди – 2 р.).
Кипяток наливай (имитация движения по очереди правой и левой р.).
Побежал через край (круговые движения двумя руками выше головы) -
Ай-ай-ай! (ладошки у щек, покачивания головой)
Воспитатель :
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже «чайные».
Наши девочки Ксения и Вика споют для вас сейчас частушки.
ЧАСТУШКИ
1. Посидеть за самоваром 2. Самовар поет, гудит,
Рады все наверняка, Только с виду он сердит.
Ярким солнечным пожаром К потолку пускает пар
У него горят глаза. Наш красавец самовар.
3. Самовар пыхтит, искрится, 4. Лучше доктора любого
Щедрый, круглый, золотой, Лечит скуку и тоску
Озаряет наши лица Чашка вкусного, крутого
Он своею добротой. Самоварного чайку.
Воспитатель : А ещё русский народ сочинял пословицы про самовар.
Пословицы и поговорки
Самовар кипит – уходить не велит.
Печка матушка, а самовар – батюшка.
III. Заключительная часть:
Воспитатель : Вот так интересно можно провести время у самовара! Ребята, вам понравилось наше занятие? А кто запомнил, в каком городе изготавливают самовары? А какие бывают самовары, в виде чего?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель : А ещё я вам ребята хочу подарить вот такие самовары! Предлагаю вам дома украсить ваш самовар. Вы можете повторить узор или придумать свой. А потом принесёте их в детский сад, и мы с вами сделаем выставку ваших самоваров.