Жанара Саткеева
Педагогический онлайн-проект в режиме самоизоляции «В гостях у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный практико-ориентированный проект.
Разновозрастной возраст (группа детей 4-7 лет,
Актуальность
«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).
Многие праздники, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое?
Публикация «Педагогический онлайн-проект в режиме самоизоляции „В гостях у самовара“» размещена в разделах
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях… В настоящее время наши
традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Как объяснить детям, что традиции присущие нашей стране - это частичка именно русского народа, а не какого-нибудь другого? Как доказать,
что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести сквозь года наши обычаи?
Одним из главных символов русской бытовой культуры и гостеприимства является самовар. Едва ли найдется другой символ - русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны. В связи с этим педагогами 2 и 3 корпуса был Онлайн – проект «В гостях у самовара» .
Цель проекта:
Приобщать детей к русскому народному фольклору, развитие представлений о самоваре, возрождение традиций русского
Чаепития
.
Задачи:
1. Способствовать расширению представлений детей о самоваре,
как о предмете народного быта через различные виды деятельности, показать его уникальность как символа русского гостеприимства;
познакомить детей с народной традицией – чаепитием, обогатить словарь д етей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.)
2. Развивать интерес к предметам старины, русским традициям, творческие
способности, эстетические и нравственные чувства самоваров.
3. Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.
Ожидаемые результаты.
1. Развитие познавательной активности, творческих способностей, расширение кругозора детей по изучаемой теме.
2. Обогащение предметно-развивающей среды.
3. Привлечение родителей (законных представителей) к исследовательской и творческой деятельности детей.
Представление проекта
Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала,
Начальный этап
Работа с родителями
Анкетирование родителей
«Жив ли в семьях самовар?»
Цель:
Выявить степень информированности родителей по данной теме. Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта.
Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.
План реализации проекта
Работа с детьми
Беседа «Что такое самовар?»
Цель:
Способствовать расширению знаний детей о самоваре, его устройстве, о традициях чаепития в старину; развивать речевую активность. Развивать внимание, умение работать по образцу.
Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине.
Видео – презентация для детей «Как появился самовар на Руси»
Просмотр мультфильма «Иван Иванович Самовар»
(по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.)
Цель:
Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа.
Приобщение к художественной литературе
Чтение сказки Л. Колесова «Царь – самовар»
Цель:
Продолжать учить детей читать стихотворение наизусть. Учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Активизация словаря: самовар, клубится, чайная посуда.
Семейная ролевая игра «Чаепитие»
Цель:
Дать детям возможность взглянуть на самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны. Формировать познавательную активность.
Заучивание стихотворения
В. Тарават «Чаем угощаем»
Работа с родителями
Семейный онлайн - конкурс
«Забытые секреты и рецепты чаепития»
Работа с детьми
Онлайн – выставка (Лепка) «Самовар – символ русского гостеприимство!»
Цель:
Учить создавать выразительный образ самовара, пользуясь приемом примазывания, заглаживать поверхность самовара пальцем; украшать посуду на вкус любым материалом.
Онлайн – выставка Декоративное рисование
«Золотые завитки на самоваре»
Цель:
Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм хохломы. Воспитывать интерес к предметам русского быта.
Онлайн – выставка для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Работа в раскрасках»
«Наш любимый самовар»
Цель:
Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики.
Работа с родителями
Онлайн фотовыставка семейных фотографий
«Самовар-символ домашнего уюта и дружелюбия»
Цель:
Расширить знания родителей по теме проекта.
Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах.
Работа с детьми
Онлайн - выставка творческой деятельности
«Самовар для Мухи-Цокотухи»
Цель:
Формировать умение художественно изображать предметы быта. Развивать творческие способности детей.
Развитие речи
Составление творческого рассказа «Самовар–батюшка» Обучение составления рассказа на заданную тему. Развитие связной речи.
Цель:
Совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря на тему «самовар», развитие внимания, активности и самостоятельности.
Прослушивание русской народной сказки (аудиозапись)
«Золотой самовар»
Цель:
Помочь детям понять содержание произведения. Учить отвечать на вопросы. Формировать представления детей о самоваре как символе добродушия и гостеприимства.
Дидактическая игра
«Что есть у самовара?»
Цель:
Закреплять знания о самоваре и его устройстве.
Виртуальная экскурсия в город Тулу в «Музей самоваров» Цель:
Обобщить и углубить знания детей о самоваре и истории его происхождения. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес к музейным экспонатам. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям.
Работа с родителями
Онлайн - Конкурс стихов, частушек о самоваре.
Цель:
Продолжить работу по взаимодействию родителей, детей и воспитателей. Формировать чувство уважения и гордости к талантливому мастеровому русскому народу, приобщая к русской культуре, искусству.
Заключительный этап
Подведение итогов реализации проекта
Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов.
Презентация проекта
Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Распространение опыта