Татьяна Орлова
Конспект занятия по рисованию «Волшебница Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Улыбка» города Сафоново, Смоленской области (МБДОУ д/с № 12)
Конспект организованной образовательной деятельности
«Волшебница Осень»
образовательная область – художественное эстетическое развитие
Воспитатель: Орлова Татьяна Григорьевна
г. Сафоново
Тема: Волшебница осень.
Тип организованной образовательной деятельности: Обобщение и закрепление знаний и умений.
Вид деятельности: Художественное творчество (Рисование).
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Волшебница Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Создание образа волшебной осени живописным или графическим способом.
Задачи:
1. Образовательная: закреплять и обобщать знания и умения, полученных на предыдущих занятиях, побуждать детей самостоятельно находить способы изображения для создания осеннего пейзажа, получать необходимый цвет краски путём смешивания двух основных цветов.
2. Развивающая: развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру.
3. Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы с детьми, рисование разными способами.
Материал: Картины художников: И. Левитан «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», «Золотая осень. Сокольники», В. В. Мешков «Золотая осень», «Осенний лес», «Заросший пруд», А. Саврасов «Грачи прилетели», Акимушкин «Март», оформление музыкального зала, магнитофонная запись с голосом, изобразительные материалы.
Музыка: А. Вивальди “Времена года”, Чайковский “Времена года”.
Литература: И. В. Тюфанова. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников; И. Г. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду». Программа. Конспекты : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов» (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная); Т. М. Бондаренко, «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ).
План проведения организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент (социализация).
2. Беседа (познание)
3. Творческая поисково-экспериментальная работа (познание, художественное творчество, музыка)
4. Динамическая пауза (физическая культура)
5. Итог занятия : выставка и анализ детских работ
***
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Ребята, мне очень хочется с вами поиграть.
Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они, т. е. лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно руками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
И вот с таким добрым настроением я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандия. Это необычная страна. В ней живут сказочные волшебники : по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Но жителям Рисовандии нравится задавать гостям каверзные вопросы, устраивать различные испытания. Но я думаю, что со всеми испытаниями вы справитесь, и это путешествие вам понравится. Вы готовы к путешествию? И так в путь!
Звучит вальс, дети, медленно кружась, проходят в музыкальный зал.
Стены зала оформлены репродукциями картин А. Саврасова, И. Левитана, Акимушкина, Плетнёва, силуэтами косточек-девочек, мальчиков-карандашей, красок.
Беседа.
Воспитатель: Вот мы и на месте, смотрите как здесь интересно, вот прошла девочка-кисточка, а вот бежит мальчик-карандаш. Как здесь светло и ярко!
Творческая поисково-эксперинтальная работа.
Жители волшебной страны приготовили для нас небольшую выставку картин (показ). Рассмотрите их внимательно.
А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции по видам живописи: портреты, натюрморты, пейзажи (дети выполняют задание самостоятельно). После выполнения задания предлагаю детям проверить, правильно ли они справились с заданием, внимательно прослушав стихи.
Чтение стихов М. Яснова «О картинах»
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт)
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется … (портрет)
Если видишь на картине, нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется (пейзаж)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о пейзаже (все остальные картины воспитатель убирает). Послушайте следующее задание. Назовите названия и художников этих пейзажей (звучит тихая спокойная музыка).
Дети называют знакомые картины и фамилию художников.
Воспитатель: А у нас в последнее время так редко светит солнце, и на улице так мало солнечных лучиков. А вот почему, вы ответите, отгадав мою загадку. Слушайте внимательно.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(осенью)
Воспитатель: А вы, ребята, знаете загадки об осени?
Дети загадывают загадки.
Ребенок 1:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
(осень)
Ребенок 2:
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (осень) и другие.
Воспитатель: Покажите картины с осенними пейзажами. Что на них изображено? Дети, какие краски присутствуют в этих пейзажах? Какими материалами нарисованы эти картины?
А я знаю очень хорошее стихотворение об осени. Давайте послушаем.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель: С чем сравнивает поэт в стихотворении лес? Какие краски использует он для описания леса? А вы знаете стихи про осень? (дети читают стихи об осени.)
А сейчас я предлагаю вам послушать музыку А. Вивальди “Времена года” октябрь.
Воспитатель
Какие впечатления она у вас вызывает? На что она похожа?
Подумайте, какая бывает осень?
( ответы детей: грустная, дождливая, пасмурная, золотая, сырая, серая, радостная и др.)
Какая осень вам больше нравится? (ответы детей)
А если бы вы были художниками, с чего бы вы начали рисовать осенний пейзаж?
Какими красками и материалами вы будите пользоваться, рисуя осенний пейзаж? (ответы детей)
Мы сейчас нарисуем осенний пейзаж.
Раздаётся голос (магнитофонная запись).
Ха, ха, ха! Это я, злой волшебник Тяпсус-Ляпсус. Я похитил все кисточки и карандаши, которые были в Рисовандии. Теперь чем хотите, тем и рисуйте! И красок я тоже вам почти не оставил.
Ха, ха, ха!
Воспитатель: Ах ты вредный Тяпсус-Ляпсус. Вот как ты гостей встречаешь. Ребята, мы должны найти выход. Давайте посмотрим, какие краски не успел спрятать злой волшебник? На столах всего три цвета красок (красный, жёлтый, синий). Ребята, а как же нам получить оранжевый, зелёный, коричневый, фиолетовый цвет? Ведь они нам так нужны.
Воспитатель: Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой)
Получим мы цвет (фиолетовый).
А синий мы с жёлтым смешаем.
Какой мы цвет получаем? (зелёный)
А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно (оранжевый цвет).
Дети самостоятельно смешивают краски.
Молодцы! Красок у нас хватает, а вот чем рисовать будем? Давайте докажем злому волшебнику, что и без кисточек и карандашей мы сможем обойтись. Чем мы можем нарисовать крону деревьев, ствол дерева?
Дети самостоятельно ищут выход (мятой бумагой, пальчиком, кусочками поролона). Не испугал нас Тяпсус-Ляпсус, молодцы, ребята.
Воспитатель: Но перед началом сложной работы давайте с вами немного отдохнем и поиграем.
Динамическая пауза:
Физминутка “ОСЕНЬ”.
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я?
Дети поочередно, то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.
Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз.
Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу.
Стоя прямо, пожимать плечами.
Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой.
Физминутка “ВО ДВОРЕ СТОИТ СОСНА”
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх, то же самое на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Дети идут на места.
(Незаметно во время физкультминутки на столы подкладываю кисточки, карандаши, фломастеры, пастель.)
Воспитатель: Смотрите, ребята, злой волшебник понял, что он проиграл и решил вернуть нам кисти и карандаши. Так что у вас есть выбор материалов.
Ну, что ж, мои маленькие художники, устраивайтесь поудобнее и приступайте к работе. Рисуйте, творите, создавайте свою волшебную осень. Выбирайте для работы любые способы и материалы.
Дети рисуют под музыку А. Вивальди “Времена года”
Воспитатель: Заканчиваем свои рисунки.
Итог занятия :
а) Выставка и анализ детских работ
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого осень сказочная? Она вся такая разная! (Дети рассказывают о своих рисунках) Так какая же осень на самом деле? (волшебная)
Все рисунки дети раскладывают на ковре.
Посмотрите, какой волшебный лес. Да разве это лес!
Это сказка полная чудес!
Эту сказку слушая, поймёшь, как прекрасен мир, где ты живёшь!
б) Прощание
Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Вы были настоящими художниками. Спасибо вам за творчество. Свои рисунки мы оставляем в стране Рисовандия, а мы вновь возвращаемся в подготовительную группу детского сада «Улыбка»
А это вам угощение от волшебницы Осени и жителей этой волшебной страны на объедение. Угощайтесь вкусной осенней клюквой. Ягодка хоть и кислая, да очень полезная.