Пургина Антонина
Конспект внеурочного занятия «7 Я»
▼ Скачать + Заказать документы
На экране появляется ребус: 7Я.
- Отгадайте слово, зашифрованное в ребусе.
- Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего занятия?
- 2008 год в России был объявлен годом семьи. Сегодня мы говорим о семье, её прошлом, настоящем, о её незыблемости и вечности.
3. Экскурс в прошлое.
2) Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Дома».
- Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее.
На экран проецируется текст маленького рассказа Л. Н. Толстого «Дома» :
Публикация «Конспект внеурочного занятия „7 Я“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».
Ученик читает вслух.
- Что значит «жить в ученье»?
- Как вы понимаете последние слова рассказа?
3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало».
- Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами.
- В 16 веке на Руси появился свод, т. е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей.
На экран выводятся выдержки из «Домостроя»
«Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им».
«Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».
Ученик читает вслух выдержки.
- В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».
На экран выводятся выдержки из сборника
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать»
«У родителей речей перебивать не надлежит».
«Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка».
4) Работа над басней Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» .
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
— Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
- Почему дедушку не сажали за стол?
- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Зачем Миша делал лохань?
- Почему родители Миши заплакали?
- Как они стали относиться после этого к дедушке?
- Зачем Толстой рассказал эту историю?
- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
5) Работа с пословицами.
- Возьмите карточки. Пословицы «рассыпались». Подберите каждому началу пословицы нужное продолжение. Соедините линиями.
При солнышке тепло и душа на месте
Вся семья вместе а дома лучше
В гостях хорошо при матери добро
Нет лучше дружка тот вовек не погибает
Кто родителей почитает когда в семье лад
На что клад чем родная матушка
- Прочитайте пословицы, которые получились.
3) Инсценирование учащимися рассказа В. Осеевой «Печенье».
- Выскажите свое мнение о поступках ребят.
- Что чувствовали взрослые — мама и бабушка?
- Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
- Как вы поступаете в таких случаях?
Игра «Кто ты мне».
бросаю мяч задаю вопрос: -если я тебе сестра, ты мне …. –если я тебе бабушка ты мне… -если я тебе тетя, ты мне… и т. д
Бабушка, бабка – мать отца или матери, жена деда.
Брат – сын в отношении к другим детям одних родителей.
Брат крестный – сын крестного отца.
Брат крестовый, брат по кресту, брат названый – лица, обменявшиеся нательными крестами.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник – двоюродный брат.
Братанич – племянник по брату.
Братаниха – жена двоюродного брата.
Братанна – дочь брата, племянница по брату.
Брательница – родственница двоюродная или дальняя.
Братова – жена брата.
Братыч – сын брата, племянник по брату.
Вдова – женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.
Вдовец – мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.
Великая тетка – сестра деда или бабки (двоюродная бабка).
Великий дядя – брат деда или бабки.
Ветвь – линия родства.
Внук – сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.
Внучатая двоюродная племянница – внучка двоюродного брата или сестры.
Внучатая племянница – внучка брата или сестры (троюродная племянница).
Внучатный, внучатый – являющийся родственником в третьем колене, троюродный.
Внучатые братья и сестры – троюродные братья и сестры.
Внучатый двоюродный племянник – внук двоюродного брата или сестры.
При солнышке тепло и душа на месте
Вся семья вместе
а дома лучше
В гостях хорошо
при матери добро
Нет лучше дружка
тот вовек не погибает
Кто родителей почитает
когда в семье лад
На что клад
чем родная матушка