Амина Осипова
Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов «Крещение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока: знакомство детей с событиями и главными особенностями праздника Крещения Господня.
Задачи:
Образовательные:обобщить знания детей о церковном празднике «Крещение»;
Развивающие:развивать внимание, память, воображение, мышление и речь;
Воспитательные:воспитывать любовь к вере, интерес к праздникам народов мира (христианства).
Ход УРОКА:
Вот и подошла середина того зимнего месяца, который зиму пополам делит и начинает новый календарный год.
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов „Крещение“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Крещение Господне. Праздник 19 января
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
— Что же это за месяц такой? (Январь)
А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете?
В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца : и Рождество Христово, и Новый год вспомнили. А в нынешние дни, когда уже отсветил тихим ласковым светом праздник Рождества Христова, пролетели веселые шумные Святки с детскими утренниками и рождественскими подарками, подошел еще один январский праздник. Вот посмотрите, перед вами икона этого праздника.
-Можете ли вы назвать, Кто изображен на иконе? (Сам Спаситель, Господь Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с Ним какой-то человек, множество ангелов по правую и левую стороны.)
-А может быть, кто-то знает, как называется праздник, икону которого мы рассматриваем?
(Называется этот праздник Крещением Господним)
-Крещение Господне произошло через тридцать лет после Рождества Христова. В те времена пришел к народу в долину реки Иордан Иоанн Креститель, пророк и Предтеча Спасителя.
А вы знаете значение слова ПРЕДТЕЧА?
Это лицо, своей деятельностью подготовившее путь, условия для деятельности других; предшественник.
-«Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – сказал Христу Иоанн. А Спаситель уже вошел в воды Иордана, и совершилось чудо, было явлено знамение Бога Отца, Творца и Вседержителя мира: отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался голос Бога Отца с небес, говорящий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Как раз этот момент и изображен на иконе.
-А теперь сели ровненько, спинки подровняли и приготовьтесь слушать стихотворение, которое написал Лебединский:
(Стихотворение читает ученик)
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
-О чём это стихотворение? (О реке Иордан)
-Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображено место крещения Христа, и что интересно, там до сих пор можно проходить обряд крещения.
Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? (Иордан).
— Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? (Иоанн Креститель).
— Что произошло в момент Крещения Господня? ( Схождение на Христа Духа Святого в виде голубя и голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой»)
-Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением, потому что в этом событии явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием в виде голубя.
– А хотите ли вы, ребята, узнать про обычаи празднования Крещения Господня? (Да)
-Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.
-Послушаем еще одно стихотворение, посвященное празднику Крещения.
(Читает ученик)
Виктор Афанасьев
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.
-О чём идет речь в этом стихотворении?
(В этом стихотворении описываются обычаи праздника)
-Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода : ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.
-А в завершающей части нашего занятия давайте на небольших листочках приготовленной бумаги нарисуем маленькие картинки, которые можно будет наклеить на бутылки и банки со святой крещенской водой, принесенной из храма. Это могут быть морозные узоры, надпись «Крещенская вода» в красивой рамке и то, что вы хотите сами изобразить.
(Показываю образцы на слайдах)
Ребята, вам понравился урок?
Что нового сегодня вы узнали для себя?
Что особенно запомнилось?
Спасибо за урок!