любовь мохаммед
Конспект в старшей группе «Синтез искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
ель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения природы в произведениях литературы, живописи, музыки.
Задачи:
1. Учить определять доминирующие цвета, влияющие на восприятие картины через её колорит, уточнить знания детей об изменениях природы в различные времена года.
2. Развивать представление об изобразительности и выразительности слова в литературе.
3. Воспитывать любовь к природе,к творчеству русских поэтов,художников,композиторов.
Словарная работа: пейзаж, багряный.
Публикация «Конспект в старшей группе „Синтез искусств“» размещена в разделах
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями,поведением птиц. Рассматривание пейзажей. Знакомство со стихами о природе русских поэтов. Слушание музыкальных произведений на тему красоты русской природы.
Материалы: кукла Карандашкин, загадки «Времена года», картины «Времена года»; И. Левитан «Золотая осень», мольберт, ТСО.
Ход занятия:
Организационный момент:
(В кругу) Приветствие детей, педагога и Карандашкина: В круг скорее становитесь, Крепко за руки держитесь. Все вы встали по порядку? Отгадайте-ка загадку!
Карандашкин: Ребята, отгадайте загадки о временах года.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
- Когда это бывает? (Зимой.)
Когда природа оживает,
А с юга птицы прилетают,
И солнце радостно сияет,
Лучами землю согревает? (Весной.)
Солнце печёт.
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом.)
Карандашкин:Сколько всего времён года?
Дети: Всего четыре времени года.
Карандашкин: Как настроение и состояние природы передаётся в произведениях различных видов искусства?
Основная часть:
Воспитатель обращает внимание детей, Карандашкина на картины:
- Как влияет погода на изменения в природе (насекомые, птицы, животные) - Что происходит в природе летом, осенью, зимой и весной? (ответы детей) - -Как в природе изменяются деревья в разное время года? Вспомните и опишите словом. (ответы детей)
Дети высказываются о весне.
Воспитатель спрашивает: «Деревья тянутся к жизни. Какое настроение- мажорное или минорное (Мажорное.)
Дети высказываются о лете.
Воспитатель спрашивает: «Какое настроение- мажорное или минорное?
(Мажорное.)
Дети высказываются об осени. Воспитатель спрашивает: «Какое настроение минорное или мажорное (Минорное.)
Дети высказываются о зиме. Воспитатель спрашивает: «Какое настроение минорное или мажорное? (Минорное.)
- Назовите и определите, какие краски преобладают в природе весной (летом, осенью, зимой)
- холодные или тёплые?
–Влияет ли погода и времена года на настроение людей и почему? (Ответы детей.)
Физкультурная минутка:
Отдых наш – физкульминутка. (Соответствующие движения.)
Занимай свои места: Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали – Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.
Выполним гимнастику для глаз.
Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. 5 - 6 раз
Заключительная часть:
(На стульчиках.)
Воспитатель: Художник тоже находится под влиянием природы, и это отражается в его творчестве. Мы слушали с вами музыку П. И. Чайковского «Октябрь» и определяли настроение музыки.
Карандашкин: В музыке состояние природы передаёт музыкальная интонация. Слово может также ярко чётко раскрыть настроение через описание предмета или явления.
Воспитатель: Слово поэта тоже может обобщить многообразие мнений людей об определённой картине природы, увиденной в жизни.
Послушайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: -О каком времени года это стихотворение?
Какой месяц осени: сентябрь, октябрь или ноябрь описан в стихотворении? Почему?
-Поэт сказал «багрец и золото». Какие это цвета (Багряный, т. е. тёмно- красный, бордовый и золотой, т. е. жёлтый.)
-Что может быть багряным (Заря, закат, листья, солнце.)
-Какое настроение передаёт поэт в своё м стихотворении: восторг или печаль?
-Какое настроение мы чувствуем, испытываем, слушая это стихотворение?
Итоговая часть:
Карандашкин: В изобразительном искусстве художники могут прекрасно передать любое настроение и состояние природы.
Как вы думаете, чем (Красками.) Сегодня мы увидим с вами сочетания холодных и тёплых тонов на картине художника И. Левитана «Золотая
осень.»
-Что изображено на картине? (Пейзаж.)
- Каких красок больше, холодных или тёплых? Почему?
- Какое настроение вызывает эта картина у каждого из вас? Почему? Воспитатель:Каждый человек воспринимает эту картину в зависимости от того, какое у него самого настроение, радостное или грустное. Художник в картине передаёт всё многообразие природы и показывает различное настроение красками холодного и тёплого колорита.
Почему художник назвал эту картину «Золотая осень»? (Ответы детей.)
Но осень – грустная пора, в природе всё увядает. Посмотрите, какого же колорита больше? (Холодного.)
Итог:Настроение и состояние природы передаётся в произведениях различных видов искусства через средства художественной выразительности: слово в литературе, музыку, разнообразное сочетание красок в живописи.