Светлана Васильева
Конспект урока в 6 классе «Образы природы в музыке русских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : закрепить навыки анализа музыки, способствовать формированию познавательной активности.
Задача" развивать интерес к музыке и смежным предметам в процессе изучения учебного материала.
Ход УРОКА
Учащиеся входят в класс под музыку «Апрель. Подснежник» из цикла фортепианных пьес «Времена года» П. Чайковского в исполнении учителя.
Публикация «Конспект урока в 6 классе „Образы природы в музыке русских композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен теме природы в искусстве. Знаете ли вы музыкальные произведения о природе? (Ответы учащихся.) Кто назовет свою любимую песню? (Ответы учащихся)
Многие творческие люди любили и любят природу и создают музыку. Хотели бы вы узнать новые произведения? Какой характер у этой музыки? Какие средства музыкальной выразительности использовал П. Чайковский, чтобы передать образ весеннего цветка? (Учащиеся. Характер музыки светлый, добрый).
Давайте прочитаем вслух стихотворение о подснежнике. (Слайд №8) У художника Алексея Константиновича Саврасова есть картины, посвященные весне. Знаете ли вы их? (Слайды № 2 и 3)
Кто хочет дать словесное описание картины «Ранняя весна»? (Ответы учащихся.)
Что общего между картинами Саврасова и музыкой П. Чайковского?
Вы знаете эти стихи, картины и музыку. Молодцы!
Природа была источником вдохновения и для композитора М. И. Глинки. (Учитель исполняет мелодию песни «Жаворонок» на слова Н. Кукольника.) Что прозвучало? Молодцы, ребята! А какой художник написал картины «Март» и «Весна. Большая вода»? Какие цвета использовал художник Исаак Ильич Левитан? ( Ответы учащихся: светлые тона, много воды, солнца, воздуха, прозрачности.) Какие картины вам больше понравились? (Ответы учащихся.) Вы хотели бы узнать новые произведения на весеннюю тему (Ответы учеников.) У природы много друзей. (Учитель перечисляет поэтов, композиторов и художников, создавших стихи, музыку и картины о природе : Н. А. Римский-Корсаков, И. К. Айвазовский, С. В. Рахманинов, Я. И. Дубравин.)
(Слайды № 11 – 18.) Учащиеся слушают, а затем анализируют, какими средствами музыкальной выразительности пользовались композиторы при сочинении музыки «Океан-море синее», «Весенние воды». (Ответы учащихся.)
Ребята, вы знаете песню о земной красоте? Вы хотите ее услышать?
(Слайды № 19 - 21)
Учитель раздает тексты песни о земной красоте для желающих. Давайте разучим песню по голосам. (Групповая вокально-хоровая работа.) Учитель работает как с группами, так и фронтально. При необходимости работает индивидуально. Итак, знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, разбираться в их жанрах, характерах, средствах музыкальной выразительности, следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.
Домашнее задание:
подобрать названия произведений к заданному списку композиторов.
Учащиеся выходят из класса под музыку Симфония № 4 (Финал на тему «Во поле береза стояла»). П. Чайковский.
Список использованной методической литературы:
1. Программа по музыке для общеобразовательных школ.
Т. И. Науменко, В. В. Алеев. ООО «Дрофа».
2. Музыкальный словарь в рассказах. Л. Михеева. - «Советский композитор», М. 1984 г.