Наталья Пермякова
Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 4 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (может быть использован в любой программе как урок внеклассного чтения) с приложением
Используемая литература при разработке конспекта урока :
1. С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» Москва «Просвещение» 2011г.
Публикация «Конспект урока с духовно-нравственным содержанием в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, 4 класс» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова «Планируемые результаты начального общего образования» Москва «Просвещение» 2011г.
3. Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками».
Конспект урока внеклассного чтения для 3-4 класса начальной школы
Автор: Пермякова Наталья Борисовна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля» г. Пермь
Тема: Тема милосердия в сказке Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками».
Цель: осмысление понятия «милосердие», как необходимое нравственное качество личности человека.
Задачи урока :
Обучающая: создать условия для формирования понятия «милосердие», как чуткое, доброе сердце, умеющее сострадать другому человеку;
Развивающая : создать условия для развития умений смыслового чтения художественного текста сказки:
• резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах через сочинение синквейна;
• сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
• читать текст в соответствии с заданной целью;
Воспитывающая: создать условия для для формирования у учащихся понимания того, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Тип урока : объяснение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание ценности понятия: «милосердие»; соотнесение поступков героев с нравственными нормами.
Метапредметные: осмысление нравственных ценностей художественного текста; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; личностная оценка событий сказки;
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, любовь к другим.
Межпредметные связи: русский язык, музыка.
Основные вопросы урока :
- Что такое милосердие?
- Где живет милосердие?
- Кому помогает?
- Могу ли я быть милосердным?
Оборудование: музыка Александра Бородина струнный квартет №2 (ре-мажор, мультипликационный фильм «Девочка со спичками» США,2006 г, презентация, листы ватмана для групповой работы с синквейном, фломастеры, сердечки из бумаги, конверт для сердечек, тексты сказки.
№ Этапы урока Содержание этапа
Деятельность учителя Деятельность обучающихся, ответы детей
1 Этап вызова
Организационный момент
1) Вводное слово учителя.
2) Актуализация знаний о композиторах и музыке.
- Сегодня у нас необычный урок, он очень важный и нужный, думаю, мы все сегодня в этом убедимся. Спасибо что вы все готовы к уроку и внимательны. - Тихо сядьте.
- Музыку, каких композиторов вы знаете?
- А какая музыка написана ими? Какой характер у этой музыки? Какое настроение музыка передает?
Ученики стоят у парт, слушают речь учителя.
Дети тихо садятся
Ответы детей. Возможность детей целенаправленно думать, выражать собственное мнение.
2 Сообщение темы урока
1) Прослушивание музыки
2) Обмен мнениями - Сегодня наш урок мы начнем с того, что послушаем музыку Александра Бородина - великого русского композитора. Когда будете слушать музыку, постарайтесь ответить на вопрос - какое настроение она передает, может быть, кто - то даже нарисует какие – то картины и поделится с нами.
-Какое настроение передала музыка?
-Какие картины рисует музыка?
Учитель: меня эта музыка заставила думать.
-Скажите, дети, может ли быть снят на эту музыку мультфильм? Почему?
-Все ли мультфильмы должны быть веселые и смешные?
- А не смешные, они для чего?
Давайте проверим свои предположения и посмотрим мультфильм. Для того чтобы мультфильм понять нужно смотреть внимательно и не мешать другим. Если вы его уже смотрели, пожалуйста, не говорите об этом, а просто думайте с нами.
Слушают музыку 1-2 минуты
Настроение печальное, грустное, напряженное. Картины мрачные, серые, тоскливые, глубокие.
-Антон Балабанов: «Показалось, что мать провожает сына на войну».
-Марк Занин: «Звучит трагедия».
Ответы детей. Дети строят предположения о возможности использования музыки в мультфильме, исходя из жизненного опыта
Не все.
Для того чтобы сказать зрителю что- то очень важное. Заставить подумать.
Ребята смотрят мультфильм
3 Постановка цели, задач, вопросов урока
План конкретной деятельности.
Вопросы урока :
Что такое милосердие?
Где оно живет?
Кому помогает?
Где я в этой теме?
Вопросы после просмотра мультфильма
-Понравился ли вам мультфильм?
-Почему понравился, он ведь не веселый?
-Какую роль сыграла музыка?
-Что вы почувствовали?
- В какое время происходит действие фильма? (Преддверие праздника)
-Что за герои в этом мультфильме?
Много ли их?
-Какие люди встретились девочке? - Какие качества этих людей нам не понравились?
-Чего людям не хватило?
-Мог ли быть у сказки другой конец? - Можно ли сказать, что людям не хватило милосердия?
-Какое главное слово сегодня на уроке будет звучать?
МИЛОСЕРДИЕ - (учитель записывает на доске тему урока)
-На какие вопросы сегодня на уроке мы постараемся ответить?
Вопросы выносятся на доску.
Углубляя стадию вызова, обращаемся к личному опыту детей
Ребята, скажите, а достаточно ли человеку просто знать, что такое милосердие?
- Мог ли быть у сказки другой конец?
- Если бы вы оказались рядом с этой девочкой, как бы вы поступили?
Осмысление событий мультфильма
Ответы детей
- Жалость к девочке, сострадание, хотим ее защитить, помочь.
Актуализация знаний о качествах человеческой личности
-Людям не хватило милосердия.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями
–Нет, нужно еще найти это качество у себя.
- Да, если бы люди помогли девочке, а помочь – это значит проявить милосердие.
Помогли бы
4 Этап осмысления
Работа по формированию понятия милосердие
Стадия осмысления
Работа со слайдами
- Так что же такое милосердие?
Призовем на помощь русский язык. В нашем слове два корня - милое и сердце. Значит какое?
Вы написали сочинения о милосердии, зачитайте отрывки.
В словаре Даля дается такое определение: «Милосердие - это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердность».
У нас с вами (у 3Б класс) получилось такое определение: «Милосердие – это умение сострадать, готовность оказать помощь, когда ты совершаешь добро, доброе и неравнодушное отношение, добрая душа, задача каждого человека». В основном – доброе действие.
- Так, где же живет милосердие?
- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Ответы детей
- Милосердное
Дети читают отрывки сочинений на слайдах № 2,3,4,5.
Дети читают и обсуждают слайд № 6.
Поиск ответа на поставленный в первой части урока вопрос.
- В сердце человека.
5 Формирование новых знаний. Мотивация к чтению.
1) Беседа
2) Работа со слайдом
Ребята, я хочу задать вам вопросы:
- Есть ли у девочки семья?
- Где она живет, кто сказал ей торговать спичками?
- Можем ли мы ответить на вопросы?
- Хотите это узнать? Где?
-Кто автор этой сказки?
-Правильно, сегодня мы будем читать сказку Г. Х. Андерсена. Как бы вы ее назвали?
Открывается слайд № 7
Г. Х. Андерсен. «Девочка со спичками»
- Чтобы отвечать на вопрос как нужно читать?
- Значит, цель урока - учиться вдумчивому чтению.
Записать на доске цель.
Предположения детей. Поддержание активности, интереса детей к теме.
- Нет, только предположить.
- Можем прочитать, ведь есть сценарий, сказка.
- Г. Х. Андерсен, он писал мудрые сказки, со смыслом.
Предположения детей.
- Внимательно. Вдумчиво.
6 Первичное восприятие текста
Учитель читает сказку.
Вопросы после прочтения :
- Что сейчас чувствует ваше сердце?
- Где же жила девочка? Кто ее родители?
Ответы детей. Анализируют собственные чувства
7 Смысловое чтение. Работа с иллюстрациями на слайдах.
Фронтальная работа со слайдами.
Стадия осмысления содержания.
Этап размышления
Получение опыта работы с художественным текстом как активный и думающий читатель
Осмысление замысла художника. Образ бабушки в виде ангела.
Рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы
Следующее задание - подобрать и прочитать отрывки из текста к иллюстрациям на слайдах.
1 иллюстрация, слайд № 8 – Озябшая девочка бредет по городу.
2 иллюстрация, слайд №9 - Девочка греет ручки дыханием.
3 иллюстрация, слайд № 10 – Мальчишка украл туфлю.
4 иллюстрация, слайд № 11 и 5 иллюстрация, слайд № 12 - Предновогодний город, семья с покупками.
К слайду о городе - строк мало, но они важны, и о счастливой семье строк нет, но они даны, чтобы показать важность этого момента - отсутствия семьи и любящих людей в новый год.
-Почему автор иллюстраций рисует девочку с куклой в руках и счастливого папу?
-Кто мог бы хоть немного и ненадолго заменить девочке семью?
-Кому мы может помочь в нашей жизни?
Слайд №13, 6 иллюстрация - Падает звезда.
Слайд № 14, 7 иллюстрация – Девочка у печки.
Слайд № 15, 8 иллюстрация – Рождественский стол.
К слайду № 16, 9 иллюстрация о бабушке.
- Почему бабушка изображена в виде ангела?
(ангел помогает человеку совершать добрые дела, учит любить)
Слайд № 17, 10 иллюстрация – девочка замерзла.
-Что же случилось с девочкой?
-Представьте себя на месте этой девочки, и загляните в свою душу. Послушайте её. Что вы чувствуете? Возникает ли желание ей помочь?
- Вот вы пожалели девочку, что чувствует ваше сердце?
Итог этапа:
- Как и кому, бедная девочка помогает? - Кому, прежде всего, нужно милосердие?
- Кому и чем мы можем помочь в преддверии нового года и просто в жизни?
- У вас есть задание к нашим рождественским встречам (праздник в классе) сделать подарок своими руками и нужно проявить милосердие, ведь не всем понравился кандидат, которому делаешь подарок.
Поднимите руку, кому удалось вдумчиво читать? Дети вычитывают ответы
Отрывки из текста:
«В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая».
«Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие».
«Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят».
«Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года».
«Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года».
- Девочке одиноко именно в канун нового года и мы сострадаем ей особенно, ведь у всех нас будет елка, конфеты, подарки и праздник, а девочке и даже пряника не видать.
-Он дает читателю понять, что у бедной девочки нет этого счастья.
- Люди.
Ответы детей Целостное осмысление и обобщение полученной информации
«Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками».
«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».
«Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет!»
«Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками!»
«Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую».
- Бабушка – это любовь. Бабушка самый близкий человек, любящий человек. Она как ангел хранит от бед.
«Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку».
- Она замерзла и умерла.
Ответы детей.
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределени
-Нам, учит нас любить.
- Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т. е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Чем больше мы отдаём добра другим, тем больше получаем его.
Сестре, бабушке, простить кого то, животному.
Дети поднимают руки
8 Закрепление. Работа с синквейном. Рефлексия
Работа со слайдами о синквейне
Работа в группах сменного состава
Работа со слайдом № 2
А теперь ответим на вопросы урока
при помощи синквейна.
• Работаем в группах. Руководители следят за дисциплиной. Получите листы.
-Прежде чем начать работу вспомним правила написания синквейна.
Группы на листах фломастерами оформляют синквейны к словам: девочка (первая группа, бабушка (вторая группа, сердце (третья группа, милосердие (четвертая группа).
• Зачитываем синквейны у доски
• Зачитываем синквейны гостей (если есть)
• Относимся к синквейну учителя
Учитель:
- Я тоже сочинила синквейн о милосердии. Вот что получилось.
Милосердие
Доброе, отзывчивое.
Любит, терпит, помогает.
Чувствует чужую боль, как свою.
Любовь.
- Сделаем вывод.
Вывод по результатам синквейнов:
Девочка заставляет наше сердце быть милосердным, бабушка показывает, что такое любовь, любовь мы находим в сердце своем и начинаем творить дела милосердия
Групповая работа
Написание творческой работы: пятистишия –синквейна.
Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями
-Дети по слайдам № 18 и № 19 вспоминают правила.
-Дети оформляют синквейны.
-Выступающий прикрепляет синквейн группы.
Сочиненные синквейны:
Девочка –
Голодная, бедная.
Продает, мечтает, любит.
Бедной девочке холодно, одиноко.
Милосердная.
Бабушка –
Добрая, милая.
Помогает, жалеет, ласкает.
Красивая, милосердная, хорошая.
Нежность.
Сердце -
Милое, светлое.
Бьется, помогает, болит.
Самый главный орган человека.
Неравнодушие.
Милосердие -
Доброе, милое.
Учит, приходит, помогает.
Помогает нам дарить добро.
Душа.
Обсуждение синквейна учителяя
Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями
9 Итог урока. Рефлексия. Работа с заключительным слайдом № 21
• Запись дел милосердия
- У вас на парте лежит сердечко из бумаги, запишите на сердечке дело милосердия, которое вы успеете сделать до Рождества, и в Рождество. После каникул, мы расскажем, друг другу, что у нас получилось. Пусть ваши родители вам в этом помогут.
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным?
-Кому приносит счастье милосердие, тому, кто его совершает или получает? Почему?
Ученики на сердечках пишут добрые дела, которые они хотели бы сделать.
Самоопределение и самооценка
Выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация.
Ответы детей
-Не легко, но можно. Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце становится светлее.
10 Работа с заключительным слайдом № 21 с вопросами
- Наш урок подошёл к концу. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали: были дружными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.
- Самое последнее на сегодня задание выбрать из предложенных вопросов один и ответить на него.
- Сегодня я узнал ---
- Я почувствовал ---
- Урок дал мне для жизни---
-Расскажу дома, что ---
- Дети отвечают на вопросы
Возвращение к главным вопросам урока, анализ изученной информации
11 Домашнее задание
Придумать и записать другой конец сказки, выполнить дело милосердия - Дети записывают задание в дневник
Творческое и практическое задание на основе осмысления изученной информации
Основные стадии и использованные приемы урока
Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы данной фазы
Стадия вызова -Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,
на которые хотел бы получить ответ.
-Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается,
обсуждается, работа ведется
индивидуально -Слушают музыку
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
1. Обсуждение чувств, которые вызвала музыка;
2. Ответы на вопросы;
3. Предположения детей о содержании музыки, мультфильма, авторстве художественного текста.
Стадия осмысления -Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
-Непосредственный контакт с новой информацией
(текст сказки, мультфильм)
-работа ведется индивидуально -Смотрят
мультфильм -слушают текст сказки;
-используют предложенные
педагогом активные методы чтения;
Методы активного чтения :
1. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией;
2. Обсуждение текстов сочинений одноклассников;
3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Стадия рефлексия Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации; -Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется в группах - Рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение. 1. Продумывание самостоятельного личного дела милосердия;
2. Возврат к ключевым словам;
3. Ответы на поставленные вопросы;
4. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны;
5. Организация дискуссии;
6. Творческое практическое домашнее задание на основе осмысления изученной информации.