Валентина Сагдакова
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
1. ФИО Сагдакова Валентина Филипповна
2. Место работы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области
3. Должность Учитель начальных классов
4. Предмет Русский язык
5. Класс 2
6. Тема и номер урока в теме Антонимы. Урок № 6 (27)
Публикация «Конспект урока русского языка „Антонимы“ во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
7. Базовый учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2019 г.
8. Цель урока : формирование первичного представления о словах-антонимах.
9. Планируемые результаты:
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму); освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
10. Тип урока : урок изучения нового материала.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
12. Оборудование: мультимедийный проектор; 3 ноутбука; презентация к уроку; электронное приложение к учебнику, листы самооценки для каждого ученика; сигналы; конверты с заданиями для работы в парах;
13. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно - диалогический.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Урок русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе (Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,
Слушаем внимательно)
- Поставьте личностно значимую цель на урок (Буду на уроке внимательным;
буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.)
Цели на урок записаны на слайде : (быть внимательным; быть старательным; быть усидчивым; быть аккуратным; активно работать на уроке; не делать ошибок;
не отвлекаться).
- В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока.
2. Актуализация знаний
- Ребята, я хотела бы начать урок со слов К. Г. Паустовского. Прочитаем эти слова хором. Высказывание на слайде («Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»).
- Как вы думаете, почему К. Паустовский называет русский язык волшебным? (Русский язык содержит много тайн, а на уроках русского языка мы узнаём (открываем) его тайны).
- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.
Проверка домашнего задания.
- Вспомните, какую тайну узнали на прошлом уроке? (В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие).
- Как называются такие слова? (Синонимы).
- Приведите примеры синонимов из домашнего задания. (Ветер, буря, ураган;
Чуткий, отзывчивый; Думать, размышлять; Правильный, верный).
- Каким словарём вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Словарём синонимов).
- Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном, запишите число, классная работа в тетрадях.
Учащиеся записывают в тетрадях число…
3. Подготовка к основному этапу.
Минутка чистописания
- Прочитайте слова на экране (Азбука, алфавит).
- Как можно назвать эти слова? (Синонимы).
- Если вы найдете в данных словах повторяющуюся букву, то узнаете тему минутки чистописания (Строчная буква «а»).
- Установите очередность написания букв в данном ряду: абппбаабппба
Устанавливают очередность написания букв в данном ряду. (Сначала пишем «а», затем – «бп», потом – «пб» и «а» и повторяем –абппбаабппба).
- Напишите данные соединения в следующей строке.
Выполняют задание в тетради.
- Подчеркните карандашом самое красивое соединение, которое у вас получились.
- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета (зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).
Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета.
Словарная работа.
- С помощью словаря синонимов подберите и запишите к словам синонимы. Поставьте в словах ударение, подчеркните «опасные места».
Учитель называет слова:
- Автомобиль, буря, дети, труд.
Выполняют задание. Записывают слова в тетрадь. Пользуются словарём синонимов.
(Машина, ветер, ребята, работа).
- Проверьте.
Проверка работы проводится по образцу. Образец выполнен на слайде: Машина, ветер, ребята, работа.
- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».
Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью трёх цветов.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
- Ребята, послушайте стихотворение Маши Лукашиной.
Один ученик (хорошо читающий) читает вслух. Слушают стихотворение.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Маша Лукашкина
- Вам понравилось стихотворение? Чем? (Оно весёлое, читается легко).
- Назовите слова – синонимы из стихотворения? (Здесь их нет).
- Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары слов имеют противоположное лексическое значение).
- Как называются такие слова? (Не знаем).
- Слова называются антонимами.
- Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Что такое антонимы)
На слайде тема урока : Что такое антонимы?
- Изучая новые слова, на какие вопросы отвечаем? (Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет)
- Ответим на первый вопрос: какие это слова? (Разные. Они не похожи друг на друга).
- Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? (Они не похожи по смыслу. Они противоположные).
- Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Произнесите слова «антонимы», «синонимы».
Произносят слова хором. Вслушиваются.
- Прислушайтесь к их звучанию. Что заметили? (Слова «синонимы» и «антонимы» звучат похоже. Они созвучны).
- Чем? (Конец слова «оним»).
- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный, то и получится антоним.
- Когда в речи мы употребляем антонимы, то речь становится более понятной, образной.
5. Организация деятельности, направленной на установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Работа по учебнику
-Открываем страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?
Открывают учебники. Читают про себя правило в учебнике.
(В языке есть слова, противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь. Такие слова называются антонимами).
- Прочитайте задание упражнения 72.
Читают задание. (Прочитайте. Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами по образцу).
- Выполняя упражнение, с каким словарём вы будете работать? (Со словарём антонимов).
- Выполните упражнение в тетради по образцу, используя словарь антонимов.
Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения работы проводится взаимопроверка по образцу, записанному учителем на доске.
( В тетрадях записи: здравствуйте – до свидания, чистый – грязный, храбрый – трусливый, вчера – сегодня, весна – осень, хвалить – ругать, радость – грусть).
- Оцените работу соседа с помощью сигналов.
(зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).
Оценивают работу соседа с помощью сигналов.
- Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».
Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки».
6. Музыкальная физминутка
- После интенсивной работы на уроке требуется отдых. Предлагаю сделать разминку под весёлую музыку (ЭОР №1 https://pedsovet.su/load/244-1-0-34315)
Выполняют упражнения под музыку.
Работа в группах (ноутбуки) с электронным приложением
- Повторим правила работы в группе.
Повторяют правила работы в группе (1. Работаем дружно. 2. Спокойно высказываем своё мнение. 3. Терпеливо выслушиваем мысли одноклассников. 4. Не перебиваем друг друга. 5. Общаемся тихо и спокойно.)
Работают в группах с электронным приложением.
1 группа – «Найди пары антонимов».
Задание: помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.
Учащиеся соединяют флажки.
плюс больше
вычитание сложение
сумма разность
меньше минус
Записывают 2 пары слов в тетрадь.
2 группа – игра «Составь пословицы».
Задание: вставь подходящие по смыслу слова в пословицы.
Готовь сани летом, а телегу. .
Вместе тесно, а врозь.
Думай медленно, а работай.
Учащиеся вставляют слова: быстро, скучно, зимой, весной, хорошо.
(Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Думай медленно, а работай быстро).
Записывают 1 пословицу в тетрадь.
3 группа – игра «Синонимы или антонимы».
Задание: распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пару синонимов, а в другую – пару антонимов.
Антонимы Синонимы
громкий - тихий
азбука - алфавит
бежать - мчаться
плакать - смеяться
утро - ветер
чудесный - волшебный
Учащиеся «перетаскивают» пару синонимов, а в другую – пару антонимов.
(Антонимы Синонимы)
утро – ветер азбука - алфавит
плакать - смеяться бежать - мчаться
громкий - тихий чудесный - волшебный
Записывают 2 пары слов в тетрадь.
Демонстрируют работу в группах.
Оценивают работу.
Оценивают выполнение работы в группе в «Листе самооценки».
Игра «Наоборот»
Хором говорят слова-антонимы.
-А теперь пришел черед
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово высоко,
-А ты ответишь:….(низко).
-Скажу я слово далеко,
-Ты возразишь мне:….(близко).
-Скажу я слово потерял,
-А ты кричи скорей:(нашел).
-Скажу тебе с укором: трус,
-Ты гордо скажешь: я -(храбрец).
-Теперь начало я скажу,
-А ты ответишь: нет….(конец).
-Молодцы!
Работаем в парах.
-На каждой парте конверты с заданиями.
Задания: прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова антонимы.
Работают в парах.
Находят и подчёркивают слова антонимы.
1 конверт:
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет.
Хочет подвиг совершить-
Хочет рёву рассмешить!
2 конверт:
Разочаровался старый дед: «Доживёшь до сотни лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!
3 конверт:
Петя пил чай ледяной
И теперь он весь больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый!
4 конверт:
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон-чёрный, голубь – белый!»
5 конверт:
Вышел в поле храбрый рыцарь
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
6 конверт:
Вася птичкам сыплет крошки,
Жору все боятся кошки-
Он гоняет их метлой.
Вася-добрый, Жора-злой!
7 конверт:
За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
-Проверяем. Читаем стихотворение и называем антонимы.
Читают стихотворение и называют антонимы.
(1. Грустный – весёлый.
2. Старый – молодой.
3. Больной – здоровый.
4. Чёрный – белый.
5. Храбрый – трусливый.
6. Добрый – злой.
7. Высокий – низкий.)
-Оцените выполнение работы в паре в «Листе самооценки».
Оценивают выполнение работы в паре в «Листе самооценки».
7. Подведение итогов. Рефлексия
- Пришло время подводить итоги нашего урока. Посмотрите на лист самооценки и проанализируйте, что получилось, что не очень, над чем надо еще поработать.
Лист самооценки
Ф. И. ___
Минутка чистописания
Словарная работа
Работа по учебнику: упр. 72
Работа в группе
Работа в паре
Итог урока
Учащиеся анализируют (На уроке я была активна, в тетради писала красиво, ошибок не сделала; Личную цель удалось выполнить, на уроке был внимателен; Я старался на уроке, но допустил 2 ошибки; На уроке отвлекался, поэтому допускал ошибки и т. д.)
- Какую тайну русского языка мы открыли сегодня на уроке? (В русском языке есть слова, противоположные по значению. Такие слова называются антонимами).
- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).
- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Антонимы – это слова, противоположные по значению).
Приведите примеры антонимов.
Учащиеся приводят примеры антонимов.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Предлагаю домашнее задание на выбор:
1. Стр. 57 упр. 75.
2. Вспомнить и записать 3 – 4 пословицы, в которых используются антонимы и подчеркнуть их.
3. Сочинить и записать четверостишие, используя антонимы.
Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.