Татьяна Острых
Конспект урока по русскому языку «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки и буквы
Цели:
Уточнить представления о буквах и звуках
Развивать умения различать звуки и буквы
Формирование первоначальных представлений о роли звуков
Повторить правописание словарных слов
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся различать звуки и буквы
Записывать транскрипцию слов
Правильно произносить звуки и называть буквы
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов
Оценивать результаты своей деятельности
Публикация «Конспект урока по русскому языку „Звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Ход УРОКА
1. Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старание.
2. Актуализация знаний
• Орфографическая минутка.
Отгадайте загадки, напишите отгадки. (Один работает у доски, остальные в словариках. Взаимопроверка, отгадками являются словарные слова).
Косой, слабый, трусливый
По лесу бегает. (заяц)
Записываем слова. Разделить слова на слоги (вертикальной чертой, проставляем ударение. (на какой слог падает ударение)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал. (медведь)
Записываем слова. Разделить слова на слоги (вертикальной чертой, проставляем ударение. (на какой слог падает ударение)
- Давайте с вами выполним еще одно интересное задание, будем отвечать на вопросы.
Произнеси второй звук слова «кот». Дети произносят звук, на доске записывается буква «О» и т. д.
Произнесите первый звук в слове «карусель» («К»)
Произнесите второй слог в слове «утята»
Произнесите парный согласный звуку «П» («Б»)
Произнесите последний звук в слове «сентябрь» «Р»)
- Что надо сделать, чтобы правильно было написано слово? (Поставить мягкий знак).
На доске получилось слово ОКТЯБРЬ. (Словарное слово.)
- Назовите лексическое значение этого слова (осенний месяц)
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.
2. Постановка цели и задач урока.
— Отгадайте загадки.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
Чёрные, прямые,
От рождения немые.
Станут в ряд —
Враз заговорят. (Буквы)
- Чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим).
— Определите тему нашего урока. (Звуки и буквы.)
А какую задачу мы можем поставить перед собой? (упражняться различать звуки и буквы). Давайте проверим, откройте учебник на странице 78, прочитайте тему. Обратите внимание на страницу 79 на раздел Обрати внимание- прочитайте чем у нас отличаются буква от звука. Ну что, верно мы с вами ответили на вопросы?
Молодцы, давайте сейчас откроем тетрадочки и запишем дату.
3. Самоопределение к деятельности.
- Сколько слогов в этом слове?
- Как это узнали?
- Сколько букв в этом слове? (7)
- Сколько звуков в слове? (6). Почему звуков меньше? (Мягкий знак звука не имеет).
4. Усвоение новых знаний
- Скажите, а в русском языке есть еще буквы, которые могут нас запутать с количеством звуков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на упражнение 117 (стр. 79)
— Какие слова мы здесь видим? (елка, мяч, гусь)
- А в чем различие в записи одного и того же слова (посмотрите оно у нас повторяется три раза)
- Что показывают квадратные скобки? (звуковую запись слова)
Скажите, а всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи (часто пишем не так как слышим)
Работа в парах (по карточкам) :
— Обсудите в паре ответы на вопросы.
1. Сколько слогов в имени ослика Иа?
2. Можно ли утверждать, что в слове кот и слове мяу по 3 звука и одинаковое количество слогов?
3. В слове есть 4 согласных и 2 гласных звука. Сколько в этом слове слогов?
5. Физминутка
Очень ловко скачут зайки-
Раз, два, три, раз, два, три,
Скачут, скачут на лужайке-
Посмотри, посмотри!
Вот присели, встали – сели,
Вправо – влево поглядели.
А потом они опять
Дружно начали скакать.
Вправо – влево поглядели
И за парты тихо сели.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
1. Даны слова, замените в них :
Гласную: суд- сад, пас- пес, мяч- меч
Согласную: ком – дом, роса- коса, день-пень (тень)
Два учащийся работают у доски (с разных рядов). Группы помогают учащемуся со своего ряда.
Вывод: Заменив, одну букву изменилось слово, т. е. его смысловое значение.
7. Закрепление.
- А сейчас давайте немного поработаем в группах. Я раздам вам карточки на которых записаны звуки. Ваша задача составить из них слово и правильно записать его на доске.
- Всегда ли совпадает звуковая запись с буквенной? (Часто слышим одно, пишем другое.)
Что нам нужно сделать для того, чтобы правильно записать слово? (Подбираем проверочные слова или вспоминаем правила правописания слова.)
Для закрепления давайте выполним упражнение 118 на стр. 79
- Посмотрите, перед вами записи звуков, попробуйте произнести звуки быстро, догадались какие слова у нас тут спрятались? Сейчас самостоятельно запишите их в тетрадочках, давайте проверим записи в парах (обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания) Если написано верно поставьте, если одна ошибка ставим +, если две и более ставим -
Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 119 на с. 80.
8. Подведение итогов урока
— Как различить звуки и буквы?
- Закончите предложение:
Буквы мы….(видим и пишем)
Звуки мы… (произносим и слышим)
Звуки бывают….(гласные и согласные)
Гласные звуки бывают …. (ударные и безударные)
Согласные звуки бывают (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).