Папки-передвижки

Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе

Татьяна Егорова
Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе

ТЕМА урока : Русские народные инструменты.

Цель:закрепить знания о русских музыкальных инструментах. В ходе выполнения заданий сформировать понятия : русский народный оркестр.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов (гусли, балалайка, баян).

2. Сформировать новые умения, навыки, знания. Понятия: оркестр русских народных инструментов.

Публикация «Конспект урока „Русские народные инструменты“ в 5 классе» размещена в разделах

3. Учить играть на ударных музыкальных инструментах.

Развивающие:

1. Развивать умение детей различать на слух звучание инструмента.

2. Выделить и показать в пластике отдельные инструменты.

3. Продолжить формирование слушательского опыта.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.

2. Воспитывать чувство патриотизма, трепетного отношения к прошлому своего народа.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

1. Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края.

2. Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

Коммуникативные УУД:

1. Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений.

2. Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

3. Овладение умениями совместной деятельности: работа в парах.

Регулятивные УУД:

1. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

2. Создание музыкальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Формулирование учебной задачи.

4. Выполнение учебных действий в качестве слушателя.

Познавательные УУД:

1. Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народных инструментов.

Тип урока : комбинированный урок

Методы:частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, бубны, маракасы, трещетки, карточки для групповой работы, шаблоны балалаек.

Музыкальное содержание:

1. «Стоит ива одинокая» русская хороводная песня

2. Былинные наигрыши

3. «Светит месяц» русская народная песня

Виды и формы контроля:

Наблюдение за пластикой во время звучания инструментов; прослушивание; пение по руке; дирижирование.

Проблема урока : Как звучат народные инструменты. Состав народного оркестра.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Мотивация к деятельности.  

У:Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового и интересного. Но сначала, давайте с вами исполним песню «Стоит ива одинокая», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.

(Фонограмма музыки хоровода).

У:Молодцы. Располагайтесь на своих местах.

-Скажите, какая это песня- народная или композиторская?

2. Формулирование темы урока.

  У:   Кто ее создавал? 

У:  Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он  в своей музыке.

У:  Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?

У: Какая же тема нашего урока

 (Тема урока «Русские народные инструменты»)

(Дети исполняют песню «Стоит ива одинокая»)

(Дети рассаживаются по своим местам)

Д:Эта русская народная песня «Стоит ива одинокая».  

ДНарод.  

Д:Музыкальные инструменты

Д:  Тема нашего урока «Русские народные инструменты»

3. Изучение нового материала.

У: А кто играет на музыкальных инструментах? (Музыканты)

У:-  А на каких инструментах играют музыканты?

 ( «Загадка»)

- Послушайте стихотворение-загадку.         

Приложил к губам я трубку, 

понеслась по лесу трель, 

инструмент тот очень хрупкий

называется …

Показ картины  («Пастушок»)

У:- Да, свирель. Очень древний русский народный духовой инструмент. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ.

У:- Почему в народе называют этот инструмент свирелью?

У:- Прислушаемся еще к одному инструменту.

 ( «Стих-загадка»)

В деревнях она живет, 

очень жалобно поет…

 ( «Жалейка»)

У: Давайте с вами послушаем, как звучит жалейка. Встанем и покажем, как играют на ней.

У:С какими инструментами мы познакомились?

К какому виду инструментов они относятся?

 («Духовые инструменты»).

У:-Почемуони называются духовыми?

 (стих загадка)

У:    Ой! Звенит она звенит.

       Всех игрою веселит!

      А всего – то три струны

      Ей для музыки нужны.

      Кто такая, отгадай-ка,

      Это наша…

 (Балалайка)

У: Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на балалайке, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки. Послушайте, как задорно звучит балалайка.

У: Ребята, а когда звучит балалайка, что хочется делать больше всего?

Д: Музыканты.

(Отгадывают загадки)

Д:-Свирель

(Слушают звучание свирели) 

Д:-За звук, похожий на свист птиц.

Д:-Жалейка

(Дети слушают звучание жалейки и имитируют игру на инструменте)

Д:-Свирель, жалейка-духовые инструменты.

Д:- Они воспроизводят звук с помощью дыхания, воздуха.

Д:-Балалайка.

(Слушание «Игра на балалайке». Дети имитируют игру на балалайке)

Д:-Танцевать.

4. Физкультминтка.

У: Давайте с вами споем песню "Моя Россия» Г. Струве

(Дети поют.)

5. Продолжение работы по теме урока.

У: А к какому виду инструментов относится балалайка?

У: Еще есть один очень старинный струнный инструмент. Человек, который играл на нем,  был  не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывал  их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на этом инструменте. Что это за инструмент?  

Картина  (В. Васнецов «Гусляры»)

 (Загадка)

У:   Деревянные сестрички, 

     друг о дружненько стучат, 

     всю округу веселят…

У: А к какому виду инструментов они относятся? Почему?

(Ударные инструменты)

У:-Какие еще ударные инструменты вы видите на слайде?

Д:-Струнный инструмент.

Д:-Гусли.

(Дети слушают звучание гуслей. Ребята имитируют игру на гуслях)

Д:-Ложки.

Д:-Ударные инструменты. Звук извлекается с помощью удара по инструменту.

Д:- Ложки, трещотки, бубен, бубенцы, металлофон, барабаны, литавры.

6. Знакомство с новыми понятиями – оркестр

У: Ребята, а когда собираются вместе музыканты и играют вместе, как это называется?  

У: Давайте назовем инструменты оркестра

 («Инструменты оркестра»)

У: Какие лишние остались инструменты?

У: К каким инструментам относятся эти инструменты?

У: Молодцы, вы определили ведущие инструменты, именно они и являются символом России.

-Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

У: Настало время услышать оркестр русских народных инструментов.

 (звучит плясовая «Светит месяц)

У: Определите характер музыки?

Д:-Оркестр.

(Дети называют инструменты)

Д:-Баян. Гармонь.

Д:-Оркестровые гармоники.

(Дети слушают произведение «Светит месяц)

Д:-Задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная.

(Работа с партитурой над каждой партией, исполнение в ансамбле с учителем «Светит месяц»)

7. Подведение итогов. Работа в парах.

У: Музыку какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

У: На столах у вас конверты с фотографиями русских народных инструментов. Распределите эти инструменты по видам.

  Д:-Мы слушали и исполняли музыку русского народного оркестра.

(Дети работают в парах. Распределяют инструменты по видам.)

(Проверка выполнения задания с помощью документ-камеры.)

8. Домашнее задание.  (Творческая работа).

У: Вы получите шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы.  На следующем уроке мы устроим выставку наших работ.

(Учитель раздает шаблоны балалаек учащимся)

У:- Спасибо за работу на уроке. До свидания.

(Дети получают шаблоны балалаек для творческой работы.)

Публикации по теме:

Башкирские народные музыкальные инструменты Сирбаева Загида Фиргатовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 262, г. Уфа Башкирские народные музыкальные инструменты В материальной и духовной культуре.

Конспект физкультурного досуга «Русские народные игры» в подготовительной группе Цель: Знакомить детей с традициями и культурой русского народа. Развивать желание играть в русские народные подвижные игры, воспитывать.

Конспект музыкального занятия для старших дошкольников «Русские народные песни» Цель: приобщение дошкольников к истокам русского музыкального фольклора. Задачи: 1. Расширять знания детей о народной музыке, о жанрах народной.

Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке на тему «Русские народные игрушки» (средняя коррекционная группа)Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке на тему «Русские народные игрушки» (средняя коррекционная группа) НОД по социально-бытовой ориентировке в средней группе компенсирующей направленности на тему: «Русские народные игрушки» Программные задачи:.

Конспект НОД в средней группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: 1. Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. 2. Познакомить.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Русские народные потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: Побуждать запоминать.

Конспект урока по технологии в 4 классе на тему «Народные куклы из природных материалов. Кукла из лыка (мочала)»Конспект урока по технологии в 4 классе на тему «Народные куклы из природных материалов. Кукла из лыка (мочала)» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

«Русские народные музыкальные инструменты». План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра (оркестра народных инструментов). Тема:.

Русские народные игры Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Русские народные музыкальные инструменты Пищалки Пищалки считаются одними из древнейших музыкальных инструментов. Для изготовления пищалок можно использовать простую травинку,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе
Опубликовано: 12 июня 2019 в 18:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД