Аржинт Лариса
Конспект музыкального занятия для старших дошкольников «Русские народные песни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение дошкольников к истокам русского музыкального фольклора.
Задачи:
1. Расширять знания детей о народной музыке, о жанрах народной песни.
2. Закреплять умения детей выполнять танцевальные движения русской народной пляски.
3. Развивать певческие навыки на материале русских народных песен.
Публикация «Конспект музыкального занятия для старших дошкольников „Русские народные песни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитывать уважение, гордость за русскую народную музыкальную культуру. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к истокам русского музыкального фольклора.
Предварительная работа:
-знакомство детей с разными жанрами русской народной песни, первыми исполнителями;
- слушание русских народных песен и музыкальных отрывков русских композиторов, которые использовали народные мелодии в своем творчестве;
- просмотр мультфильмов «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко»;
- разучивание русских народных песен и народных игр с пением.
Ход занятия
Дети в русских народных костюмах входят в музыкальный зал, располагаются свободно. Педагог и дети обмениваются музыкальными приветствиями.
Муз. рук:
Проснется нежность, задержу дыханье
И сердце светлой грустью разбужу.
О русской песне, о своем страданье,
Протяжным голосом спою и расскажу.
Дети читают стихи:
1.Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах-
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
2. На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России-
Сколько во поле цветов.
Муз. рук. Кто сложил ее- не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
3. А слова ее простые
Душу трогают до слез.
Сколько песен у России-
Столько в рощицах берез.
Что охота подпевать,
Сколько песен у России-
Никому не сосчитать!
Ребята присаживаются на стульчики.
Муз. рук. Ребята, вы знаете, что музыку пишет композитор. Но есть народная музыка, которая придумывается народом и передаётся из поколения в поколение в виде песен, прибауток, танцев, наигрышей, закличек. Называют народную музыку музыкальным фольклором. В музыкальном фольклоре много разных жанров: это песни, игры, танцы, хороводы, сказки. Когда вы были маленькими, ваши мамы пели вам маленькие песенки прибаутки: «Петушок», «Сорока-сорока», «Котенька-Коток», «Ладушки», «Андрей- Воробей». Давайте мы распоём свои голоса на р. н. п. «Андрей-Воробей».
Дети исполняют прибаутку, каждый раз повторяя ее на пол тона выше. (Использование ИКТ)
Муз. рук. Русская народная песня – это самый большой по количеству и разнообразный по характеру жанр народного музыкального творчества. Песня помогает и в труде, и в плясках, в грусти и в радости, звучит, когда мама укладывает своего малыша. Какие жанры русских народных песен вы знаете? (Дети отвечают: частушки, колыбельные, плясовые, солдатские, бытовые, свадебные, календарно- обрядовые).
Есть много пословиц о русской народной песне, например: «Где песня льётся – там хорошо живётся», «Песня и труд – рядом идут». А какие пословицы вы знаете? Давайте мы свами поиграем и с нашими гостями. Вы будете начинать пословицу, а гости продолжать:
1. Слово к слову ставь складенько- будет… песенка.
2. Какие думы, такие и… песни.
3. Не умеешь петь, в запевалы… не суйся.
4. Из песни слова… не выкинешь.
5. Где песня льется, там… легче живется.
Муз. рук. По- новому зазвучали русские народные мелодии в классических произведениях великих русских композиторов: П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова.
Музыкальный руководитель предлагает послушать русские народные песни: «Во саду ли в огороде» (тема «Белочки») из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Я с комариком плясала»А. К. Лядова в вокальном исполнении музыкального руководителя, затем в грамзаписи.
Муз. рук. Русская народная песня сопровождала народ и в веселье и в играх, и в печали и в грусти, и в труде и в праздниках. Недаром говорится в пословице, что «Песня и труд – рядом идут!»
Давайте споем с вами и сыграем на ложках р. н. п «Как у нас-то в мастерской», но прежде ответьте: мне к какому жанру относится эта песня? (ответы детей).
Дети исполняют песню, сопровождая ее игрой на деревянных ложках.
Муз. рук. А как любят дети русские сказки!
Сказка- чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни-
Непременно пропадешь.
И сейчас мы с вами покажем русскую народную сказку «Аленушка».
Муз. рук. Жили-были Дедушка с Бабушкой и с ними внучка Алёнушка. А добра у них нажито всего-то коровушка буренькая. Алёнушка любила коровушку свою и пела ей такую песню:
Дети исполняют русскую народную песню «Уж как я ль мою коровушку люблю».
Муз. рук. Привела Алёнушка коровушку на лужок, а сама побежала к подружкам хороводы водить. А мы попросим наших девочек завести свой хоровод.
Девочки исполняют в хороводе русскую народную песню «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, редакция Г. Струве.
Муз. рук. Вернулась Алёнушка на лужок, чтобы пригнать коровушку, да сколько ни глядела, не искала, её нигде нет, одна привязочка лежит. Загоревала Алёнушка, стала кликать-звать:
Алёнушка:
Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.
Муз. рук. А у лужка Яблонька стояла, говорила:
Яблонька: Полей, Алёнушка, мои корешки водицей из студёной криницы, тогда покажу тебе в какую сторону ушла коровушка.
Муэ. рук. Побежала Алёнушка до криницы, взяла ведёрки с водицей. А мы, ребята, споём об этом песню.
Дети исполняют русскую народную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова.
Муз. рук. Полила Алёнушка корешки, а Яблонька показала, что в лес пошла коровушка. Побежала Алёнушка в лес, стала кликать-звать.
Алёнушка:
Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.
Муз. рук. А навстречу Медведь идёт, говорит:
Медведь: Собери, Алёнушка, мне ягод в корзинку, так покажу тебе, в какую сторону пошла коровушка. Принялась собирать Алёнушка малинку в корзинку. А пока она собирает, мы споём о ней песню.
Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько» в обработке Н. Метлова.
Муз. рук. Набрала Алёнушка малинку в корзинку и отдала Медведю полнёшенькую. А он показал, что дальше в лес пошла коровушка. Побежала Алёнушка, стала кликать-звать.
Алёнушка:
Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.
Муз. рук. А навстречу Волк Серый.
Волк: Позабавь меня песней весёлой да спляши, развесели тоску-печаль мою, пропущу тогда к коровушке.
Муз. рук. Запела Алёнушка, а мы ей на ложках подыграем и спляшем, чтоб веселее было.
Дети исполняют пляску с ложками под русскую народную песню: «Как за двором, за двором» (поёт музыкальный руководитель).
Волк: Уважила Алёнушка, проходи, догоняй свою бурёнушку!
Муз. рук. Пропустил Волк Алёнушку, побежала она по дороге и вскоре увидала коровушку буренькую.
Алёнушка: Здравствуй Коровушка моя милая, здравствуй бурёнушка! Куда же ты запропастилася, пойдём домой к бабушке, пойдём домой к дедушке! А вам, ребята, спасибо, что помогли мне коровушку найти, от медведя и волка серого уберечь.
Муз. рук. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, мы пели разные песни. А какие они были по характеру? (Дети отвечают: спокойные, ласковые, весёлые, плясовые).
А в играх без песни – никуда! Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ворон», где прозвучит русская народная песня «Ой, ребята, та-ра-ра».
Дети играют в русскую народную игру «Ворон» в обработке Е. Тиличеевой.
Муз. рук. А теперь, ребята, проверим свои знания о русской народной песне.
Проводится викторина «Русские народные песни» с использованием ИКТ.