Загида Сирбаева
Башкирские народные музыкальные инструменты
▼ Скачать + Заказать документы
Башкирские народные музыкальные инструменты
Сирбаева Загида Фиргатовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 262,
г. Уфа
Башкирские народные музыкальные инструменты
В материальной и духовной культуре башкир значительное место занимают народные музыкальные инструменты. В глубину веков уводят исторические сведения о древнейших инсрументах: курае и кубызе, домбре и кыл-кубызе, сорнае и дунгуре. В конце 19-го века в среде башкирского населения зафиксированы инструменты европейского происхождения: скрипка, мандолина и гармоника. В 30-40-е годы прошлого века сначала в городе, позже в селе становится популярным баян. Экономический и социально-бытовой уклад оказывал воздействие на музыкальную культуру башкирского народа. Так простата конструкции и доступность материала из которого изготавливается курай способствовало его популярности в народе. Курай - коренной житель Башкортостана и вобрал он в себе многовековую историю народа - своего создателя. Курай - древний музыкальный инструмент, разновидность прямой флейты, возникновение которой наука связывает с эпохой палеолита. О древности курая говорит еще такой факт: башкирская народная мелодия "Журавлиная песня" исполняется только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю. Об этом же свидетельствуют упоминания о курае в древних башкирских эпосах "Акбузат", "Кара юрга", "Заятулек и Хыухылу", "Куныр буга" и другие. Во многих башкирских песнях напоминается курай. Каким только не показался этот музыкальный инструмент, интонационный диапазон курая чрезвычайно широк. В нем грусть и радость, сила и хрупкость, нежная лирика и эпическая возвышенность. В традиционном исполнении обязательно присутствует грудной гортанный звук, который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие. Известны имена выдающихся кураистов-импровизаторов. Самыми талантливыми были конечно же наши легендарные герои: Салават Юлаев и Кахым-туре. Далее следуют Кубагуш-сэсэн (конец 15 века, Баик-сэсэн (1710-1814гг, Буранбай-сэсэн Кутдусов (1781-1868гг, Ишмухамет-сэсэн Мырзакаев (1768-1878гг, Габит-сэсэн Аргынбаев (1856-1921гг). В 20-30 годы прошлого века курая на профессиональный уровень подняли Юмабай Исянбаев, Гиниат Ушанов, Хамит Ахметов, Мухамет Рахматуллин. А также большую роль внесли Мажит Бурангулов, Карим Дияров, Гата Сулеманов, Ишмулла Дильмухаметов. Среди кураистов нашего поколения можно отметить следующих: Азат Аиткулов, Ишмурат Ильбаков, Роберт Юлдашев, Азат Биксурин. В республике Башкортостан ежегодно проводится конкурс на традиционный приз имени Юмабая Исянбаева. Другой распространенный в башкирском народном быту музыкальный инструмент - кубыз, деревянный или металлический губной варган. Археология связывает распространение губных варганов с эпохой позднего неолита. Бытует две разновидности кубыза: деревянный и металлический. Деревянный кубыз особенно популярен в северо-восточных районах Башкортостана. Игра на кубызе может сочетаться с различным составым инструментов. Характерен ансамбль кубыза с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок. В последние годы в Башкортостане стали создаваться оригинальные образцы кубызов. Усовершенствованные инструменты мастера Роберта Загретдинова обладают широким диапазоном. Сегодня всех кто интересуется этим инструментом приглашают фирменные магазины Уфы, где можно приобрести тимеркубыз в качестве сувенира иинструмента для музицирования. Языковой музыкальный инструмент - кубыз - встречается не только в домашнем музицировании, но и при проведении народных игр таких как "Воронья каша", "Кукушкин чай", и тд. На струнном инструменте - башкирской думбыре - в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент домбры они в кубаирах прослявляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета, видимо, поэтому их творчество подвергалось гонению и явилось одной из причин изчезновения домбры на территории Башкортостана в начале прошлого века. Башкирские музыкальные инструменты немногочисленны, но своеобразны. Инструментарий состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбыра, вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) и проникших в быт в конце 19-го века инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка). В последние годы отмечены возрастанием интереса к истории и фольклору. В связи с этим республике стали проводиться многочисленные праздники - это стремление к сохранению традиций народного исполнительного искусства,национального инструментария на современном этапе.
Темочки:
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные инструменты
- Республика Башкортостан
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Список литературы:
1. Башкортостан : Краткая энциклопедия. -Уфа:Научное издательство, 1996.
2. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов. -Уфа : Китап,1996.- 520с.
3. История и культура Башкортостана. Хрестоматия/ Под ред. Ф. Г. Хисамутдиновой. -М. :АО МДС,1997.-480с.