Алсу Гараева
Конспект урока по технологии во 2 классе «Башкирский ковёр»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель: Гараева Алсу Ахатовна
Проведено: 19 декабря 2018 г.
Класс: 2 «А»
Тема: «Башкирский ковёр»
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемый результат:
Оборудование: образец изделия, образцы орнаментов.
Материалы: цветной картон, цветная бумага
Инструменты: ножницы, клей.
Цель: Познакомиться с башкирским ковроткачеством, узорами башкирского ковра. Научиться самостоятельно вырезать из цветной бумаги элементы башкирского орнамента и составлять композицию «Башкирский ковёр». Совершенствование технологии «аппликация из бумаги».
Публикация «Конспект урока по технологии во 2 классе „Башкирский ковёр“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Задачи: 1. Подвести детей к созданию выразительной по колориту композиции ковра, используя знания о его художественных особенностях.
2. Продолжать учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, автоматизировать известные способы вырезывания.
3. Развивать чувство цвета, эстетические чувства от проделанного совместного труда.
4. Воспитывать уважение к труду ткачих. Прививать интерес к народному творчеству.
5. Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Подготовка: рассмотреть ковры, рассказ о ковровщице, приготовление цветной бумаги, набор оттенков цветов, образец ковра на ткани.
Ход урока
Структурные компоненты урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД.
Мотивация к учебной деятельности: «Дети, а в какой республике мы живём, чем славен наш башкирский народ, какие изделия выпускают наши мастерицы?»
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии: - Ребята, отгадайте-ка башкирскую загадку:
«Его нагнул да голову свернул,
Потом на пяти кольях растянул,
Водичкой окропил, хворостинкой поколотил,
В тугой сноп свернул
Занёс в тирьме – на полу развернул».
Выявление места и причины затруднения. – Посмотрите, какой красивый ковёр я принесла – это старинный башкирский ковёр.
Как ещё его можно назвать? (Палас.) Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в тирме, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища. Днём ковры складывали в определенном месте и связывали декоративной лентой. По качеству ковров судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке.
Ребята, расскажите мне всё о ковре. Да, фон ковра чёрный, на нём яркие контрастные цвета, геометрический орнамент состоит из звёзд, многоугольников, квадратов. Треугольников, рогообразных элементов, лесенок по краям. Чередование цветов в ковре контрастное. Посмотрите, какое красивое сочетание жёлтого с черным, красного с зелёным. Да, ребята, включен и голубой и фиолетовый цвет в ковёр.
Физкультминутка.
«Мы ребята озорные
Мы ребята удалые.
На базар мы всех зовём
И ковры вам продаём.
К нам все люди подходите,
Плясовую заводите,
Будем вас мы развлекать:
Веселиться, петь, играть».
Построение проекта выхода из затруднения. – Сегодня мы будем ткать башкирский ковёр, и весь наш класс – ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и «выткем» ковры.
Реализация построенного проекта, с самостоятельной работой и самопроверкой по эталону. Перед началом работы давайте повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Описание работы: – Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, ещё раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У это треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый уголок линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник или звезда.
А теперь, посмотрите, как надо вырезать многоступенчатую канву. Сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Немного отступая от края противоположной стороны, начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырёх ступенек. Четвертую делам узкой, на ней находятся все остальные ступеньки.
Серединки многоугольников и все оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковёр у вас получился красивый по композиции и цветосочетанию.
С чего начнём? Определим центр ковра и канву. Не торопитесь, сначала надо вырезать крупные элементы, разложить их в центре, подобрать цвета и тогда наклеивать.
Башкирская пословица гласит: «Дважды подумай, один раз делай». Итак, начинаем работать.
«Ну, берись скорей за дело,
Чтоб работа закипела,
Украшайте свой ковёр,
Чтобы радовал узор».
Учитель оказывает легкую помощь, консультирует по вопросам.
Дети выполняют аппликацию.
Рефлексия учебной деятельности - Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Какое изделие делали? Отвечают на вопросы.
Выставка работ.
Использованная литература: Колбина А. В. "Аппликация"