Мария Скворцова
Конспект урока по окружающему миру «Растениеводство» в 3 классе
▼ Скачать
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока : «Растениеводство»
Класс : 3
Цель урока : создать условия для формирования целостного представления об отрасли экономики - растениеводстве
Задачи урока :
Дидактические: познакомить с понятием «растениеводство» и его особенностями
Публикация «Конспект урока по окружающему миру „Растениеводство“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Развивающие: продолжить развитие умения сопоставлять, приводить примеры; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, де-лать обобщения, выводы, развивать память;
Воспитательные: воспитывать умение вести в диалог с учителем, одноклассниками; воспитывать интерес к предмету;
Планируемые результаты:
Предметные:
- формулировать понятие «растениеводство»;
- расширить знания об использовании растений;
- изучить разновидности растений;
Метапредметные :
- познавательные — самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, вы-воды;
- коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
- регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные:
- проявлять интерес к наблюдению за погодой;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ;
Оборудование: учебник А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир», 3 класс – ч. 2, презентация, раздаточный материал, словари
Характеристика этапов урока
1. Мотивация учебной деятельности
Приветствие учащихся.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут.. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Ребята, проверьте что бы на партах лежал учебник, рабочая тет-радь, дневник.
Учитель обращает внимание учащихся на правильную посадку учеников за партами
-Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
-Ребята, когда я утром шла в школу, мне встретился почтальон и передал вот такие буклеты, посмотрите, что же там написано? (Нас приглашают на экскурсию в одну из отраслей экономики)
-А в какую отрасль? (Не сказано)
-А вы хотите узнать, куда же нас пригласили? (Да)
2. Актуализация знаний
Но прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию, мы проверим, готовы ли вы узнавать что-то новое, вспомним пройденный материал.
-С какой темой мы с вами познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с темой «Полезные ископаемые»)
-Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве)
-Для чего их добывают? (Одни используют в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы)
-Отлично, вы хорошо освоили тему предыдущего урока, значит мы можем с уверенностью отправляться на экскурсию. Вы согласны? (Да)
-Ребята, скажите пожалуйста, какие вы знаете отрасли экономики? (Сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, промышленность)
-А на какие отрасли делится сельское хозяйство? (Растениеводство и животноводство)
-Верно, теперь вам необходимо отгадать загадки
В огороде вырастала,
Русы косы заплетала.
И в зеленые косынки
Прячет зёрна – золотинки. (кукуруза)
Выпускает он листы широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь — на себе их все найдешь. (репейник)
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшеница)
Был я жёлтым, стал я белым —
Поседела голова.
Ветер дунул — всё слетело.
Одним словом я — трава. (одуванчик)
Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям. (овёс)
-Посмотрите на слайд, на нем представлены все отгадки, что вы можете о них сказать? (Пшеница, кукуруза и овес – это культурные растения, а именно зерновые культуры, а одуванчик и репейник - нет)
3. Постановка учебной задачи
-Так какая же отрасль сельского хозяйства изучает зерновые культуры? (Растениеводство)
-Какая же будет тема нашего урока? (Тема урока : Растениеводство)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (познакомиться с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством)
- Правильно, мы научимся различать культурные растения; ана-лизировать, обобщать полученные знания
-Что нам надо сделать, для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)
4. Открытие новых знаний
-Переверните пожалуйста наши буклеты, что написано на обратной стороне? (План экскурсии)
-Прочитайте пункты плана:
1. Растениеводство – это …
2. Цель занятия растениеводством
3. Группы культурных растений
4. Труд растениеводов
-Итак, что же мы должны узнать на первом этапе нашей экскурсии? (Что же такое растениеводство)
-Верно, ребята, чтобы полностью окунуться в мир растений, закройте глаза…
Представьте, что на улице теплая ранняя осень, мы с вами оказались в поле. Оно полностью засеяно разными зерновыми культурами…
Раскинулось поле широким простором.
Его не объять мне своим ясным взором.
Сплетается с небом незримою гранью,
Меня поражает и ширью, и далью.
И в небе над нивой колосьев искристых
Блестящее солнце сияет лучисто.
Как волнами, ветер по нивам гуляет,
Желанной прохладой холмы одевает.
О чем то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
В овражке звенит голосистый родник,
Он мысли мои, как любовь бередит.
Люблю я широкое русское поле.
Мне нравится думать и жить на просторе.
-Какое настроение вам передало это стихотворение? (Мы перенеслись в широкое русское поле с бескрайними просторами, а на нем растут зерновые культуры)
-Прекрасный настрой для экскурсии. Итак, что же такое "растениеводство"? (Не знаем)
-А где мы может найти ответ на этот вопрос? (В словаре)
-Верно, найдите слово «растениеводство» в словаре С. И. Ожегова
-Что же такое «растениеводство»? (Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений)
-Верно, в учебнике стр. 51 представлено это определение, вам необходимо его запомнить
-Мы достигли цели первого этапа? Какой? (Да, мы узнали что такое растениеводство
-Переходим к следующему этапу, к какому? (Цель занятия растениеводством)
-А что такое цель? (Для чего люди занимаются тем или иным делом)
-Верно, на этом этапе нашей экскурсии мы узнаем для чего же люди занимаются растениеводством, это будет нашей целью
-Для этого, обратите внимание на стр. 51 нашего учебника, начинаем читать цепочкой со слов «люди занимаются растениеводством…»
-Теперь проверим насколько вы были внимательны: для этого обратите внимание на задание на слайде: вам необходимо выбрать из предложенных только те пункты, которые являются целью занятия растениеводством (получение продуктов питания, обеспечение кормом домашних животных, получение волокна для изготовления нитей)
-Молодцы, вы были очень внимательны и правильно выполнили задание
-Мы достигли цель этого этапа? Какую? (Да, узнали для чего люди занимаются растениеводством)
-Верно, переходим к следующему этапу, к какому? (Группы культурных растений)
-Ребята, если вы были очень внимательны, то заметили, что в тексте, который вы прочитали, прячется еще один этап нашей экскурсии. Заметили? (Да, в нем перечислены группы культурных растений)
-Верно, прочитайте мне их пожалуйста
-Пройдя второй и третий этап нашей экскурсии мы с вами можем сопоставить группу культурных растений и цель, с которой ее выращивают. Для этого вам нужно будет поработать индивидуально с карточками, необходимо сопоставить группу культурных растений и цель, с которой ее выращивают
-Давайте проверим… (Зерновые культуры – продукты питания
Кормовые культуры – корм для животных
Прядильные культуры – волокно для получения нитей)
-Верно, вы справились с этим заданием, мы достигли цели этого этапа? (Да, познакомились с группами куль-турных растений)
-Теперь переходим к крайнему этапу экскурсии: труд растениеводов
-На эту тему нам подготовила небольшое сообщение, давайте послушаем
-Спасибо, присаживайся, о чем же она нам сейчас рассказала? (О том, как трудятся растениеводы)
-Правильно, вот мы с вами и подошли к концу нашей экскурсии, теперь вас ждет практическое задание, чтобы я проверила, насколько вы были внимательны в течении всего урока
5. Освоение и вклю-чение но-вого знания в систему знаний
-У вас на партах находятся карточки с изображением растений, вам необходимо поработать в парах и составить описание вашего растения по плану :
1. Как называется растение?
2. К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение)
3. Где его выращивают? (в поле, в огороде, в саду)
4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
5. Как человек использует это растение?
Карточки с изображением: ромашка, черная смородина, береза
-Давайте проверим, что же вы сделали…
-Молодцы, было очень интересно слушать, вы правильно описали растения по всем пунктам плана
6. Домашнее зада-ние
Дома вам будет необходимо выполнить следующее задание: провести исследование, о том, какие продукты растениеводства вы используете в пищу в течение дня. Запишите их в рабочую тетрадь
7. Рефлексия ученой деятельности
-Теперь подведем итоги нашего урока :
-Какую отрасль экономили мы изучили на сегодняшнем уроке?
-Так что же такое растениеводство?
-Какая перед нами стояла цель в начале урока?
-Мы её достигли?
А теперь давайте каждый оценит свою работу на уроке :
*Цветок с зеленой серединкой покажут те, кто усвоил сегодняшнюю тему, материал был доступным
*Цветок с желтой серединкой покажут те, у кого были затруднения в понимании темы, материал был сложным
*Цветок с красной серединкой покажут те, кто не усвоил сегодняшнюю тему, материал был сложным для понимания
-Так как мы сегодня с вами были на экскурсии, я хочу вручить вам медали «Юный растениевод»
-Вы были очень активны на уроке, выполняли задания, отвечали на вопросы, участвовали в беседе. Спасибо! Урок окончен.
Приложения
План экскурсии
1. Растениеводство – это …
2. Цель занятия растениеводством
3. Группы культурных растений
4. Труд растениеводов