Ольга Геннадьевна Мартиросян
Конспект урока по истории Отечества «Ледовое побоище» 7 класс для учителей коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ледовое побоище 7 класс
Цель. Дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками в Ледовом побоище.
Задачи.
Образовательные: рассказать о причине, целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил, русских перед началом битвы на Чудском озере;
Коррекционно–развивающие : способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения.
Воспитательные: на примере героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками воспитывать патриотические чувства.
Публикация «Конспект урока по истории Отечества „Ледовое побоище“ 7 класс для учителей коррекционной школы» размещена в разделах
- Александр Невский
- История. Уроки истории
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Личностные: Формировать интерес к учебному материалу.
Регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: развивать умения проводить сравнение, обобщать, исследовать причины победы.
Коммуникативные: развивать умения принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование и материалы. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема сражения на Чудском озере», картина П. Д. Корина «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», Основные знания: 1242 год – Ледовое побоище.
Основные термины и понятия: побоище, фланг.
- Доброе утро! Меня зовут Ольга Геннадьевна. И этот урок истории Отечества мы проведем вместе.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!”
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
урок нам начинать пора!
- Я предлагаю взять девизом сегодняшнего урока такие слова :
(Девиз напечатан и вывешен на доске) читаем хором.
«Вместе нетрудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!»
- Ребята, послушайте отрывок стихотворения:
Прекрасна, прекрасна
Родная земля!
Прекраснее мне не найти никогда!
- Почему прекрасна родная земля? (это место, где мы родились)
- А как называется то место, где мы родились?
(место, где мы родились, называется Родина)
- А как называется наша Родина? (Россия, Русь, Отечество)
- Этот урок мы посвящаем истории нашей Родины.
Что изучает наука история? – наука о прошлом.
Колесо истории мы повернём, и отправимся в путешествие в прошлое. А в путешествие нам необходимо взять с собой чемодан. У вас у каждого на столах свои чемоданы, в которые будете складывать свои знания. Свою работу вы сможете оценить с помощью сапогов-скороходов, которые будете получать за правильные ответы. В конце урока мы поместим ваши собранные знания в общий чемодан, назовём его «Чемодан знаний» - на доске
Откройте учебник на с. 251
Слайд (замок)
Актуализация знаний учащихся.
Замк откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй быстро разгадать,
Чтобы точный дать ответ.
Постановка проблемы
Почему люди воюют?
Рассмотрите зашифрованные слова Слайд
ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА (земля, богатство, власть, вера)
Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось защищать свои земли, свой народ, богатство, веру.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
(Невская битва)
А теперь минутка эрудита. Кто быстрее ответит на вопросы:
на доске цифры 0, 4, 1, 2, - составьте дату изучаемого события.
1240 г. – что она обозначает? При затруднении обращаемся к хронологической таблице. (Битва на реке Неве с немецкими и шведскими рыцарями крестоносцами).
На карте ставлю значок на карте. (Невская битва)
Работа с лентой времени.
1240 г. - Какой это век? 13 в. начало, середина или конец 13 века?
А сейчас какой век? (21в.) сколько веков прошло с тех пор? Больше 7 веков. Сколько это лет? Более 700. Есть ли очевидцы этого события? Нет. Значит историю мы можем изучать только из книг и фильмов.
С какой целью мы отправляемся в столь далёкое во времени путешествие?
В этом нам поможет урок истории Отечества.
С целью проверки д. з выполним следующее задание:
задание на карточках и слайде, каждый выполняет самостоятельно.
Расставь стрелки, вспомни значение слов.
Дружина рыцарей железные доспехи шведских и немецких рыцарей
Латы тяжеловооружённый конный воин
Рыцарь рубашка из железных колец
Кольчуга войско князя
Блиц-опрос:
1. Какие несчастья обрушились на русскую землю? (На юге страны хозяйничали монголо-татары, а с северо-запада наступали шведы). (Показ по карте.)
2. Какие цели преследовали шведы? (Захват территорий, чужих богатств)
3. Почему именно это время выбрали они для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар) - период раздробленности
Тест: слайды (сигнальные карточки)
1. В каком году произошла Невская битва?
А) 1237 г. Б) 1240 г. В) 988 г.
2. Кто напал на Русь с северо-запада в 1240 году?
А) монголы Б) рыцари-крестоносцы В) шведы
3.) Где произошла Невская битва?
А) река Нева Б) река Калка В) Онежское озеро
4. Кто разбил шведов на реке Неве?
А) Ярослав Б) Владимир В) Александр
4. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами на реке Неве?
А) Мудрый Б) Вещий В) Невский
5. Кто одержал победу в Невской битве?
А) Шведские рыцари Б) Русские воины В) Монгольские воины
Познавательная задача: Кто это? Слайд 1 уч-ся.
Он был младшим сыном Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Ему было всего 19 лет, когда его позвали княжить в Новгород, к тому времени он был известен своим мужеством, волей и великим пониманием дела перед родной землёй. Высокий рост, красивая внешность, голос, который гремел перед народом, как труба сочетались в нём с большими способностями, мудростью и талантом полководца.
Групповая работа
1 гр.
– Выберите, какие из перечисленных черт личности присущи Александру Ярославичу?
(Использование репродукции Корина П. Д.)
/Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчётливый, самолюбивый, властный.
2 гр.
Найди, где, чей воин?- подпишите
Из представленных иллюстраций выберите воинов немецких рыцарей, русских воинов.
Групповая работа
Карточки с заданием
1 гр. подчеркните, доспехи рыцаря-крестоносца
2 гр. подчеркните, доспехи русского воина
Кольчуга
Латы
Щит
Меч
Шлем в виде ведра
Железные перчатки
Щит с изображение креста
Копьё
Лук и стрелы
Вывод
Сравните боевое снаряжение русского воина и немецкого рыцаря.
Вывод
(У русского воина лёгкое снаряжение. У немецкого рыцаря – тяжёлое снаряжение)
Работа со словарём
- Как можно назвать воинов, вооружённых копьями? (Копейщики) в словаре
- Луками? (Лучники) в словаре
- Мечами? (Мечники) в словаре
Подведение итогов проверки д\з. оцените работу группы. Оцените свою работу (используют алгоритм).
III. Постановка темы урока.
Учитель : показываю по карте
Блестящую победу одержал Александр Невский над шведскими рыцарями.
В результате этой победы Русь сохранила выход в Балтийское море, и продолжила торговать с иноземными купцами. Новгород остался свободным городом и не попал под господство рыцарей-крестоносцев. Бежали шведы с позором с поля битвы. После поражения шведов разорять русские земли стали немецкие рыцари.
Слайд
(Лёд, побоище) - составьте тему
Тема на доске: Ледовое побоище.
Сегодня мы с вами будем говорить о Ледовом побоище. Кто – ни будь, из вас слышал, об этом? (Ответы детей). Слайд
- Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)
В словарь побоище
Работа со словарём Ожегова.
- Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.
- Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси.
-А сейчас мы в сапогах-скороходах отправляемся в Великий Новгород. Нам предстоит стать свидетелями знаменательного побоища, произошедшего там.
Цели урока :
Работать будем по плану: план на доске, зачитываем, поиск ответов на вопросы и будут целями нашего урока.
Начинаем словами сегодня на уроке я узнаю….
Складываем по ходу урока
1. Как называется событие? - Ледовое побоище
2. Почему произошло это событие? - захват богатых новгородских земель
3. Когда произошло побоище? - 1242 г. (13 век)
4. Где произошло побоище? - Чудское озеро
5. Кто руководил побоищем? – Александр Невский
6. Как проходило событие? - русские воины сражались мужественно
7. Чем закончилось побоище? - победа русских воинов
8. Какое значение имело побоище? - спасение русских земель от иноземных завоевателей
Зрительная гимнастика (круги)
Слайд
Учитель : Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари.
Внимательно посмотрите и послушайте фильм, после просмотра будем исследовать ход сражения.
Просмотр фр. фильма «Ледовое побоище».
Как называется событие, которое вы увидели в фильме?
(Ледовое побоище).
Почему оно так называется?- ставим в план
Слайд
Почему произошло Ледовое побоище?- выберете правильный ответ
А) захват богатых новгородских земель
Б) выход в Чёрное море
Ответьте полным ответом - ставим в план
Слайд
К. Симонов посвятил подвигу русского народа поэму:
«Ледовое побоище»
В субботу пятого апреля
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.
На шапках – перья птиц весёлых,
На шлемах – конские хвосты,
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты…
Когда произошло Ледовое побоище?- 5 апреля 1242 года
Работа с лентой времени, какой это век? Посчитаем, сколько времени прошло с тех пор? – сегодня исполняется (775 л.)-
Где произошло Ледовое побоище? - по карте.
Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера – ставлю значок на карте. Запомните эту дату
Работа с контурными картами (подписать Чудское озеро, Ледовое побоище)- в план
Кто руководил побоищем? – Александр Невский в план
Слайд
Исследуем ход сражения Слайд
Работаем со схемой сражения на Чудском озере. Складываем на магнитной доске и учебником.
Зачитываем выборочно из учебника с. 255
Какие черты характера проявили в бою русские воины? (смелость, патриотизм, смелость) – в план
Работа по иллюстрации с. 256
Составляем опорный план (работа с текстом) Случилось\непредвиденное, весенний лёд/ подтаял, стал/трескаться, не выдержав/тяжёлой конницы, рыцари/в латах, проваливались/в воду, утонули/в Чудском озере
Задание: перескажите, используя иллюстрацию в учебнике и опорный план.
Что можно было увидеть во время побоища? (много крови, убитых и раненых)
Что можно было услышать? (лязг железа, удары мечей, лошадиное ржание, крики и стоны раненых и умирающих)
Какие чувства у вас вызывает эта картина? (ужас, страх)
Чем закончилось Ледовое побоище?- победой русских воинов - в план
7. Какое значение имела победа русских? / Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей/- при затруднении совами текста. - в план
Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись.
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Исследовательская работа на магнитной доске по группам
1гр. русские воины
2гр. немецкие рыцари
Групповая работа(1гр. русские воины,2 гр. немецкие рыцари)
Исследовательская работа
Исследование причин победы русских на Чудском озере
Причины Русские воины Немецкие рыцари
1. Какие цели преследовали?
Освободительные Захватнические
2. Выбор места сражения
Апрель, лёд Чудского озера
Почему?
3. Расстановка сил Усилены фланги,
Засадный полк Клин
(«свинья»)
4. Военное снаряжение, доспехи воинов
Лёгкие
Тяжёлые
(таблица вклеивается в тетрадь)
Чему учились? (Исследовали причины победы русских воинов на Чудском озере).
Почему Русские воины одержали победу?
Что проявил Александр Невский? (полководческое искусство, смекалку, талант, храбрость)
Закрепление:
Фронтальная работа. (Слайд)
Задание 1. Что относится к Ледовому побоищу?
Укажите стрелками.
Александр Невский
Немецкие рыцари
Герцог Биргер
Ледовое 1242г.
побоище 1240г.
Новгородская дружина
Чингисхан
Шведские захватчики
Чудское озеро
Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
Задание для 1 гр. (найдите и исправьте ошибки)
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы.
Впереди находилась тяжеловооружённая конница, а за ними пешие рыцари.
Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил c флангов. Началась жестокая битва. Вскоре монгольские рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.
Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».
Задание для 2 группы.
… апреля … года на льду …. озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием …. побоище. Вражеские полки построились клином. Такое построение называлось «…». Неожиданным для рыцарей оказался удар отборных частей … полка. Закончилась битва …. русских войск.
Для 2-го уровня даны слова для справок. (5 апреля, 1242, Чудского, Ледовое, свинья, засадного, победой)
Наше путешествие подошло к концу.
Какое событие исследовали?
Какое открытие вы для себя сделали?
Проверка по слайду, читаем, начиная словами:
Сегодня на уроке я узнал (используют план,.)
Учитель :
"Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”
Это девиз Александра Невского.
На уроке мы доказали справедливость этих слов. Является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!
Наше путешествие по страницам истории подошло к концу.
Складываем наши знания в общий чемодан, подводим итоги (оценки за урок).
Задание на дом. С 254-257. 1 гр. читать, пересказ по плану и схеме, зарисовать схему в тетрадь. 2 гр. читать, ответь на вопросы, зарисовать схему, 1 уч. инд. сообщение с. 257
Слайд
У. Правильно. И он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А. Н. не забыто и до сих пор. Ему стоят памятники в таких городах как, Санкт– Петербург, Городец, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники.
Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы проявили целеустремленность, старание, желание сделать свое открытие. Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами. Спасибо за урок!