Бурмистрова Юлия Геннадьевна
Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по чтению в 7 классе
Тема: Жилин и Костылин: кто «кавказский пленник», и в каком плену находится?
Автор: Бурмистрова Юлия Геннадьевна
ГБОУ СО «Школа АОП №14 г. Вольска»
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса. Данный материал будет полезен при изучении произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Занятие имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную форму и разработано в соответствии с современными требованиями.
Публикация «Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями „Л, Толстой „Кавказский пленник“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Литературное чтение
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Конспект урока по чтению и развитию речи в 7 классе.
Тема. Жилин и Костылин: кто «кавказский пленник»,и в каком плену находится?
Цель урока :обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.
Задачи урока :
- Образовательная: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
- Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
- Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
- Коррекционная: проводить коррекцию психических функций - памяти, мышления, внимания, мелкой и крупной моторики рук.
- Здоровье сберегающая: создать условия для профилактики нарушений осанки и зрения, снятие позостатического напряжения.
Тип урока :урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Материально-техническая оснащение и дидактическое обучение: мультимедийный проектор, ПК, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы подгрупп.
Термины и понятия: жила, жилистый, костыль, костылять, колода
(лежачее толстое дерево, джигит (молодец), удалой (храбрый, смелый, доблестный, отважный, плен (неволя, пленник (взятый в плен, невольник, пленять (захватить, прельстить, подчинить).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос.
- Какое произведение мы с вами читаем? Слайд 1.
- Кто его автор?
Задание на внимание. Слайд 2.
- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А сейчас проверю, какие вы у меня внимательные: под каким номером было написано на слайде название рассказа, отрывки из которого мы читаем?
(Сказки, рассказы «Акула», «Косточка», «Пожарные собаки», «Прыжок» и др. - для детей,
«Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат» и др. – для взрослых).
- «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?
(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).
- Где происходит действие рассказа? Слайд 3.
(События происходят на Кавказе).
- Когда происходят описываемые события?
(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).
- Как зовут главных действующих лиц?
(Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).
- Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось?
3. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, как схематично мы изобразили расстановку героев в рассказе на прошлом уроке.
Мать Дина мать
Жилин Костылин
Татарин татары
- Что вы можем сказать о героях рассказа по этой схеме?
( главные герои в центре:Жилин и Костылин; вокруг Жилина много людей, вокруг Костылина – нет, Жилин и Костылин рядом)
4. Постановка темы и целей урока.
- Вы сказали, что главные герои - Жилин и Костылин, но рассказ назван
«Кавказский пленник».
Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Л. Н. Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.
Задание 1 Слайд 4.
- И начнем мы разговор с такого задания: послушайте небольшие фрагменты из текста и подумайте, что в них общего?
• «Жилин говорит :
- Надо ехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.
А Костылин говорит:
- Что смотреть? Поедем вперед».
• «Вот говорит (Абдул) Жилину, - ты все серчаешь, а твой товарищ смирный; он письмо написал домой…»
• «Костылин целыми днями сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет до дома, а другого не писал».
- Что объединяет эти фрагменты по строению и содержанию?
- О ком говорится во всех прочитанных фрагментах?
- Что говорится о них? Что помогает нам понять, что герои сравниваются и противопоставляются друг другу?
( Вывод:Во всех фрагментах говорится о Жилине и Костылине, герои сравниваются друг с другом, противопоставляются друг другу, союзом А).
5. Формулировка цели урока.
- Вы совершенно верно отметили, что повествование в рассказе строится на основе сравнения и противопоставления двух героев. Поэтому наша цель – вслед за автором сопоставить героев и подумать над вопросами, кто «кавказский пленник» и в каком плену он находится?
Речевая гимнастика
Шесть мышат в камышах сидят.
- Какие звуки повторяются?
-Прочитайте вслух, не спеша. Выделите голосом каждое из слов по порядку.
-Прочитайте постепенно увеличивая темп.
6. Работа с текстом. Сравнительная характеристика героев.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из героев: Жилин или Костылин вам ближе?
- Кто больше заинтересовал? Почему?
- А сейчас давайте обратимся к тексту и проведем сравнительный анализ героев.
Я предлагаю начать с фамилий героев.
3
- Давайте попробуем доказать, что Л. Н. Толстой не случайно выбрал такие фамилии для действующих лиц повести.
Слайд 5
-Выделите корень в каждой фамилии. Подберите однокоренные слова.
Жилин – жила, жилистый.
Костылин -костыль, костылять.
Слайд 6
- Обратимся к толковому словарю и узнаем значение слов.
В толковом словаре есть значение слов:
«жила» - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый- сильный, в народе часто говорили про стоящего, сильного человека «Есть в нем молодецкая жила»;
«костыль» - палка для хромых, безногих, костылять – плестись потихоньку.
- Какую характеристику дал героям автор, наделив их такими фамилиями?
Задание №2. Слайд 7.
- Продолжим сравнительный анализ героев и обратимся к 1 главе.
- Найдите в тексте детали характеризующие внешность Жилина и Костылина.
Жилин Костылин
«не велик ростом, а удал был» «грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»
Пухлый запотел, да ноги ободраны.
5 гл. стр. 122
«И черт меня дернул колоду эту с собой брать» гл. 5 стр. 123
- Объясните значение выделенных слов.
Удал, удалой–храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, которому в отваге всегда удача.
Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый обрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.
- Следуя описанию, что вы можете сказать о Жилине и о Костылине?
- Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев?
- На чем заострил внимание читателей автор?
( Вывод:Автор не сообщает читателям портретные подробности, заостряя внимание на главных отличительных особенностях: у Жилина – удаль, у Костылина – неповоротливость).
Задание №3. Слайд 8.
- Как черный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе? (2 глава стр. 114-115)
- Объясните, что значат эти слова через подбор близких слов по значению.
(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный» спокойный, тихий, покорный).
4
Первоначальное слово «джигит» обозначает «наездник, человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.
- Справедливо ли горцы говорят о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»?
( Вывод:Жилин вступает в спор с татарами, а Костылин соглашается на выкуп, который назвали татары)
Жилин Костылин
Джигит – молодец
«смирный» спокойный, тихий, покорный.
Задание №4 Слайд 9
- Расскажите, как вели себя в плену Жилин и Костылин?
- Подтвердите строчками из текста (3-4 глава стр. 116-117)
- Выберите из текста глаголы, которые описывают действия героев в плену.
Жилин Костылин
Ходит, высматривает,
рукодельничает, роет…
Пишет, ждёт, скучает, спит.
Задание №5 Слайд 10
- Как ведут себя герои во время побега? Выделите ключевые слова, характеризующие действия Жилина и Костылина. (5 глава стр. 121-122)
Жилин Костылин
Раскопал дыру, выбрался, Зацепил камень ногой,
примечает, полез на гору, отстаёт и охает, покряхтывает, пополз к дороге, упал со страху, рассолодел…
свистнул, смеётся,
несёт Костылина на себе.
- Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой?
- Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии).
Задание №6Слайд 11
- Найдите строчки из текста, в которых говорится об отношении Жилина и Костылина друг к другу во время первого побега. (глава 5 стр. 123)
- Во время второго побега Жилина. (глава 6 стр. стр. 126)
Жилин Костылин
Не годится товарища бросать. –Иди один, за что тебе из-за меня
Не поминай лихом. пропадать.
Поцеловался с Костылиным. Поддержал его Костылин
- Какие качества героев здесь проявляются?
- Что нового мы узнаём о Костылине?
(Вывод. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, Костылин не хочет быть обузой, помогает выбраться Жилину)
Физминутка.
Зрительная гимнастика.
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. На счет 1-4 посмотреть на кончик носа. На счет 1-6 перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
7. Обобщение характеристики героев. Слайд 12
- Попытайтесь учесть всё, что мы сегодня говорили и составить характеристику героев.
Жилин Костылин
Решительный, находчивый, Предает, смиряется, трусит
Есть в нем молодецкая жила. Насилу докостылял до дому.
Удалец.
Прощает, жилится, спасается. Колода. Смирный, слабый,
- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?
9. Осмысление прочитанного.
- Вернёмся к главному вопросу урока : почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке?Кого писатель имеетв виду? И разберём три точки зрения.
9.1 Словарная работа Слайд 13
- Познакомьтесь со словарной статьёй к слову «пленник».
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – захватить, прельстить, привлечь, подчинить.
- Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру :морской берег – берег моря. (Пленник Кавказа)
-Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?
9.2 Работа по карточкам малыми группами.
1 точка зрения.
Пленник Кавказа – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.
10. Работа с пословицей. Слайд 14-15
- Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей»?
Страсть – сильное выраженное чувство; крайнее увлечение.
- Кто кавказский пленник, согласно этой пословице? Выскажете своё мнение по этому поводу.
- Скажите, почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? Вернитесь к финалу рассказа и подтвердите свой ответ строчками из текста. (6глава стр. 129)
2 точка зрения.
Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечё нный им:«Нет, ужвидно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленён Кавказом, пленён горами. Судьба Жилина – остаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в лен. Потом бежит из плена один - и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примеряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.
3 точка зрения.
«Всяк в плену у своих страстей».Эта пословица может полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытаний, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая не плечи других; был сильным, «жилистым».
11. Подведение итогов. Оценивание.
- Давайте вернёмся к теме урока и прочитаем ещё раз вопрос, содержащийся в ней.
- Кого вы считаете Кавказским пленником? Свой ответ начните со слов «Я думаю, что…»
12. Рефлексия.
- Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких,, не бояться брать ответственность на себя, считаться с другими. Спасибо за вашу работу на уроке, добра вам и справедливости.
13. Домашнее задание.
- К следующему уроку чтения напишите небольшое сочинение-рассказ о герое, которого вы считаете главным в рассказе «Кавказский пленник». Своё сочинение начните так,например, : «Я считаю главным героем рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» …., потому что… и т. д.»