Шулепова Надежда
Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : Усвоение новых знаний.
Вид урока : Урок - исследование.
Технология: информационно-коммуникативная
Методы: интерактивные, работа с опорными схемами
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
I Организационный момент.
- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?
- Сегодня вы будете исследователями.
Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
II Сообщение темы и цели урока.
III. Минутка чистописания
Публикация «Конспект урока в 3 классе „Склонение имен существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв.
Чистописание а я о е ь
- Что является лишним? (-- ь) Ответ обоснуй.
загадка (слайд 2)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак, и обед.
(картофель)
Правильно. Это картофель. Родиной этого овоща считают Южную Америку.
Сначала картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли купить только очень богатые люди. Потом стало известно, что у этого красивого растения съедобные клубни. А потом он стал едой бедняков. В России его полюбили не сразу, сначала его считали несъедобным. Но теперь редкий обед обходится без картофеля. Какие блюда из картофеля вам знакомы? (Предполагаемые ответы детей.)
Уч. – Когда говорят: картофель в мундире?
Нос картошкой?
Уч. - Как вы понимаете пословицу: “Без спорта нет силы, а без овощей здоровья”?
Дети. – Не будешь заниматься спортом, будешь хилым, слабым. В овощах содержится много витаминов, которые помогают нашему организму быть крепким, устойчивым к разным заболеваниям.
Письмо по памяти. (слайд 3)
IV. Актуализация знаний.
ключик, походы, зима, на речке
- отметьте орфограммы в словах
- Какая орфограмма их объединяет? –(Безударная гласная)
- А чем отличается? (безударная гласная стоит в разных частях слова) - Одинаково ли проверяют эту орфограмму?
- Все ли правила правописания безударной гласной мы знаем?
Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Закончите
предложение.
1. Имя существительное -это.
2. Имя существительное обозначает.
3. Имя существительное отвечает на вопросы :
4. Признак, для определения которого, мы подбираем вспомогательные слова "он мой", "она моя", "оно моё".
5. Признак имени существительного, который определяет количество предметов — это.
6. Признак, который мы определяем по вопросу "кто?" -. (одушевленность)
7. Признак противоположный по значению одушевленности -это. (неодушевленность)
8. Если существительное в форме единственного числа и Именительного падежа, то такая форма называется. (начальной)
9. Изменение имён существительных по падежным вопросам называется. (склонение)
10. Чем отличаются существительные в единственном числе от имен существительных во множественном числе?
11. Склонение – это …
12 Определите склонение имени существительного картофель
У. Можем ли мы определить, какого именно склонения существительное картофель?
- мы не можем определить склонение т. к. не знаем, какого склонения бывают имена существительные и по каким признакам его следует определять.
У. -Что же мы сегодня должны узнать?
- Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные и как определить склонение существительных.
V. Переход к проблеме.
У: - Проговорим орфографически. Запишем в тетрадь.. (слайд 4)
Автобусы идут по улице Ленина к Комсомольской площади.
Найдите имена существительные в единственном числе, (по улице, к площади)
- Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в начальную форму.
- Вывод: Оба этих существительных женского рода.
- Определите падеж.
-Вывод: Падеж у них тоже одинаков. (п. п.)
- Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? (разные)
- КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?
-Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?
От чего зависит правописание окончаний имён существительных? (учебная проблема как вопрос)
- Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное?
У: У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем.
Проблемный вопрос!
- Так почему окончания разные?
IV Открытие новых знаний.
- У: - Вперед к открытию нового.
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая научная группа проведет исследование.
Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?»
V. Работа по новой теме (слайд 5)
- Каждой группе даны карточки.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол
- Прочитайте слова, найдите в них общее
(имена сущ. в ед. числе, им. п.)
Конь, вода, Юра, земля, дочь, дядя, море, стол, солнышко.
сущ. ж. р
–а, -я
сущ. м. р. –а, -я
сущ. м. р.
-
сущ. ср. р. –о, -е сущ. ж. р.
-ь
- Что вы можете рассказать об этих словах? (имена существительные, опр. род, число; одуш, неодуш.)
. Давайте разделим эти слова на группы,
1 Запишите существительные женского рода с окончаниями –а, -я. (вода, земля)
2. Запишите существительные мужского рода с
окончаниями –а, -я. (Юра, дядя)
3. Запишите существительные мужского рода с нулевым окончанием (стол, конь)
4. Запишите существительные среднего рода (море, солнышко)
5. Запишите существительное ж. р. с- ь (дочь) (слайд 6)
- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)
- С помощью рода и окончания можно определить склонение.
Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения. (слайд 7)
1. Вывод:
-к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. (слайд8)
- ко 2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. (слайд8)
- к 3 склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце (слайд8)
Решение проблемы.
- Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока :
1) Почему в словах
по улице, к площади - разные окончания?
(Существительные улица, площадь разного склонения :
улица – 1 скл., площадь – 3 скл.)
2) С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
Составление алгоритма действий (слайд 12)
У: - Как нужно действовать, чтобы определить тип склонения существительных?
1. Определить род
2. Выделить окончание
3. Определить склонение
VI Первичная проверка понимания (слайд 13)
У: - Используя алгоритм, распределите имена существительные в три группы по признаку - склонение.
Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, огурец, тыква, морковь, капуста,фасоль. (комментирование по алгоритму)
VII Первичное закрепление.
У: - Сейчас самостоятельно попробуйте справиться с заданием. Приготовьте карточки, они лежат в конверте. (работа в парах) (карточки 1скл, 2скл, Зскл)
Определите тип склонения, поднимая нужную
карточку.
Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле.
У. - Как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Д. – Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Ребята, перед вами карточка со словом. Образуйте от данного слова три однокоренных существительных I, II, III склонений. Разберите слова по составу.
1)- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
2)-Как определить склонение существительного в И. п. ед. числа?
-Расставьте слова в нужном порядке: склонение окончание род
Род, окончание, склонение
VI. .Воспроизведение знаний
Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
Какие существительные относятся к 1 склонению?
Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
Итог урока : Рефлексия
-Закончите, пожалуйста, предложения:
Я знаю: (Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся существительные, ко 2- му…., к 3-му….).
Я умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения).
- Зачем надо хорошо уметь определять склонения существительных?
( ответ: чтобы правильно писать окончания
-Закончите предложение:
Чтобы определить тип склонения существительного необходимо знать.
(начальную форму, род, окончание)
-Я оцениваю свою работу на уроке.
- Сегодня на уроке мне удалось.
-Мне на уроке показалось трудным.
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
Что больше всего понравилось на уроке?