Костенко Ольга Викторовна
Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч»
Конспект урока обучения грамоте.
Тема урока : "Мягкий согласный звук (ч, буква Ч, ч".
Цель:
• познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч;
• учить распознавать звук в словах;
• познакомить с графическим образом буквы Ч, ч;
• совершенствовать навыки грамотного чтения;
Публикация «Конспект урока по обучению грамоте „Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
• воспитывать взаимопомощь.
Задачи:
• учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ч] в словах;
• способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
• работать над межпредметными связями.
Обучение УУД : умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы, составлять предложения и рассказы; чётко следовать правилам правописания сочетаний с буквами А, У (ча, чу); учить добывать информацию из разных источников;
Тип урока : ОНЗ (открытие нового знания)
Ход урока
1. Организация класса. Активизация внимания.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Значит мы должны опять
Думать, размышлять, читать!
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
2. Включение в учебную деятельность.
Отгадайте загадки.
1. Что за братцы?
Их пересчитал -
Год пропал.
Годы идут,
А они не растут.
Как тех братцев зовут? (Месяцы)
2. Прошло семь дней -
Конец и ей! (Неделя)
- Какая тема объединяет отгадки? (Время)
- Как вы понимаете слово "Время"?
- Какой предмет помогает людям определить время? (часы)
- Кто из вас уже умеет определять время по часам?
К своему и чужому времени нужно относится бережно. Потому, что время бежит только вперёд и никогда не возвращается. И если вы на уроке на какое то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать себя вы будете очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будите знать, что ответить.
3. Актуализация знаний.
- Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу?
Это был праздник «День Знаний».юНа следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он назывался? (Азбука)
- Составьте это слово на доске (дети составляют это слово на доске)
- Сколько в этом слове слогов? Куда падает ударение?
- Прошло время и мы изучили содержание 1 части.
Работа с лентой букв (стр. 123)
- Посчитайте, сколько букв мы уже изучили? (20)
- Сколько среди них гласных, назовите их (7)
- Сколько согласных, назовите их? (13)
- Что вы знаете о согласных буквах?
ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ ТВЁРДЫЕ ИЛИ МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ БЫВАЮТ ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ. ЕСТЬ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПАРУ, ИХ НАЗЫВАЮТ ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ. ЕСТЬ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, ИХ НАЗЫВАЮТ СОНОРНЫМИ.
- Когда буквы я, е обозначают два звука?
- Когда буквы я, е указывают на мягкость согласного звука?
- Какие согласные бывают только звонкие?
- Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?
Учитель:
на странице 126 авторы предлагают нам проверить свои знания и оценить свои достижения. Слушайте утверждения, если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, то не кладите ничего.
учитель читает утверждения.
- Сколько кружков вы отложили? Выводы.
Мы с вами повторили всё. что узнали, пока работали по первой части "Азбуки". Отложите её в сторону.
4. Постановка целей и определение целей урока.
Послушайте небольшой рассказ.
Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые чашки. Чайник черничного чая. Чаё вничают четверо: чиж, чайка, чибис, чечётка. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чудное чаепитие!
- Как можно озаглавить этот текст?
- Определите тему урока? Какие задачи мы поставим сегодня на урок? Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
а)знакомство со звуком (ч)
звуко - буквенный разбор слова мяч (загадка)
Вывод: звук [ч] согласный, всегда мягкий, глухой, непарный.
б) Знакомство с буквами Ч, ч
- На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
- Откройте учебник на срт. 5. Посмотрите на буквы Ч, ч в верхнем правом углу. Почему напечатаны две буквы?
Найдите слоги и прочитайте их. хотя звук (ч) всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву А, а в слоге чу пишется всегда с У. правило.
5. Физкультминутка.
Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.
ча-чо-чу-чи
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
Ча-ча-ча – мы увидели грача.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Чо-чо-чо – греет солнце горячо.
Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.
6. Работа по учебнику. Закрепление
Учитель:
Рассмотрим рисунок на с. 4 азбуки.
Можно ли его разделить на две части? Почему?
Одна часть- отражает старину, др. - современность.
Какими часами пользовались в старину, в далёкой древности?
Песочными, водяными, механическими, цветочными, солнечными.
А теперь какие виды часов используют? Что общего у всех часов? Они должны точно показывать текущее время.
Работа по картинке. Прочитайте на с. 5 текст под иллюстрацией?
Что видим? (Часы)
Давайте прочитаем текст и озаглавим его? Какой вопрос мы можем задать? Какие бывают часы? (настенные, настольные, уличные, башенные).
Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)
Кого мы видим на картинке? (часовщика) Что он делает?
Работа над скороговоркой:
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ о часах
Учитель:
Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля. (Демонстрируется фотография Спасской башни и бой курант.)
Послушаем их голос (звучит запись боя курантов).
Поговорим о смысловом значении слова ЧАСЫ.
Говорят- часы стоят (не показывают время)
Говорят-часы спешат (не точное время вперёд)
Говорят-часы идут (работают)
То немножко отстают (меньше показывают время)
Мы смотрели с Мишкой вместе-но они стоят на месте
Когда говорят? А у вас есть часы?
Можно ли в нашей жизни обойтись без часов? Нет
Можно опоздать или прийти слишком рано!
7. Рефлексия. Обобщение, подведение итогов.
-Какие учебные задачи ставили и выполнили их?
С какой буквой мы познакомились?
Какой звук обозначает? Что в нем особенного?
Какие слова запомнили? Что понравилось? Что нового узнали?
Учитель отмечает внимательных, активных детей.
Интересные факты о часах
На сегодняшний день никто не может сказать точно, кто именно изобрёл часы, но измерять время люди пытались на протяжении всей своей истории. В разные времена для этого использовали разные приспособления — фитили, масляные лампы, градуированные свечи и т. д.
Например, в Китае аналогом часов была промасленная верёвка, на которой через равные расстояния были завязаны узлы. После того как эту веревку поджигали, начинали считать количество сгоревших узлов и в соответствии с этим измеряли время.
Карманные часы применялись еще в Древнем Риме. По виду это устройство напоминало подставку для яиц, и представляло собой не что иное, как солнечные часы. В одной из стенок этого устройства было проделано отверстие, куда собственно и проникал солнечный свет, который в свою очередь освещал ряд линий. Следует отметить тот факт, что точности от таких часов ждать не приходилось, в силу этого время определялось приблизительно.
Считается, что самые первые механические карманные часы были изготовлены в 1503 году, немецким часовщиком Питером Хенлейном из Нюрнберга. Он решил заменить маятник и гири, которые использовались в настенных и напольных часах на спиральную пружину.
Заводить часы изготовленные Питером Хенлейном достаточно было раз в двое суток. Достаточно быстро карманные часы завоевали популярность. Следует отметить тот интересный факт, что их стали называть «Нюренбергским яйцом», хотя их форма была совсем не похожа на яйцо.
Первые наручные часы были изготовлены в 1812 году для королевы Неаполитанской. Изготовил эти часы часовщик из Швейцарии — Авраам-Луи Брег.
Следует так же отметить тот интересный факт, что на протяжении достаточно долгого времени наручные часы считались женским аксессуаром, поэтому их производили в достаточно малых количествах. Мужчины смогли оценить удобство наручных часов, в период Первой Мировой войны. Привычка сверять время по наручным часам сохранилась и в мирное время, в силу этого к началу Второй Мировой войны они фактически полностью вытеснили карманные. Карманные часы продолжали изготавливаться лишь для любителей стильных вещей.
Чтение рассказа про часы.