Копылова Елена
Конспект урока «На что похожа наша планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: На что похожа наша плане?
Тип урока : знакомство с новым знанием
Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму.
Задачи:
1. Обучать логическим приемам доказательства выдвигаемых предположений о форме Земли.
2. Формировать навыки моделирования собственных представлений.
3. Развивать речевые навыки и наблюдательность.
4. Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
5.
Планируемый результат :
Предметные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Обучающийся узнает, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус-модель Земли.
2. Ученик научится приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты
3. Ученик получит возможность использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
Коммуникативные УУД: выдвигать предположения и доказывать их.
Познавательные УУД: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли.
Форма урока : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, учебный мультфильм, глобус, тарелка, мяч, иллюстрации по теме урока.
У обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока.
1. Орг. момент
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Проверьте готовность к уроку.
Всё ль на месте, всё в порядке?
Книжка, карандаши, тетрадка.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Актуализация знаний
1. Работа в парах
-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
-Какие предметы в доме могут быть опасными?
-Муравьишка приготовил для вас карточки. Посмотрите с другом и найдите ошибки в поведении детей.
2. Работа в группах
-Р., а к какой группе животных относится муравей. (насекомое)
- Какие ещё группы животных вы знаете?
(птицы, рыбы, звери)
(Вывешиваются карточки – схемы)
-Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека. Каждой группе я раздам картинку. Вы должны определить, какое это животное и рассказать, чем оно отличается от других животных.
- Скажите, а где живут все эти животные? (на планете)
-О чём же сегодня мы будем говорить?
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар. (планета)
Какова тема урока?
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой (с. 48)
3. Мотивация учебной деятельности.
-Как называется страна, в которой мы живем? Слайд 2.
- Муравьишка- вопросик очень любит путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?
Дети: земля
-Интересно, а на что похожа наша планета?
Дети:.
-Кто же из вас прав?
Нам необходимо провести исследование.
-Сегодня мы будем исследовать этот вопрос, узнаем больше о нашей планете. Как вы думаете, почему это важно?
Дети:. (Раз мы здесь живем, планета-наш общий дом. Мы –ее жители. Должны знать больше о своем земном доме, как заботиться о нем, как не навредить. Тогда и нам будет хорошо, и нашей планете)
4. Введение в тему.
-Когда мы стоим на открытой местности (Слайд 3, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. (Демонстрация блюда)
Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. (Слайд 4)
-В древние времена люди представляли Землю так.
Считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. Слайд 5
Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Слайд 6
Древние греки представляли, что по небосводу двигался бог Солнца на золотой колеснице, которая поднималась ежедневно из вод Океана и погружалась в него вечером. Слайд 7
Но потом некоторые стали сомневаться, так ли это. Если Земля плоская, то рано или поздно, можно дойти до края земли. Но никому это не удавалось. Ещё, путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу, сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенность и лишь затем низкие берега. И наоборот, для наблюдателей с берега казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних людей к мысли, что земля имеет выпуклую форму. Слайд 8
А моряк – путешественник Магеллан решил объехать на пяти кораблях Землю, доказал, что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперёд и вперёд, не меняя направления. Путешествие было трудным. Из 5 кораблей прибыл только 1. Он вернулся в порт с другой стороны. Это плавание показало, что люди могут совершать кругосветные путешествия, не боясь уплыть за край Земли. Слайд 10, 11 Физминутка
5. Проблемная ситуация
-Но что тогда получается, если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами. Почему же они не падают, и вода из морей не выливается?
Слайд 12
Какой же самый надежный способ определить форму Земли? Как вы думаете?
Ответы детей.
Вывод: посмотреть на планету со стороны. Давайте представим, что у нас появилась такая возможность. Сейчас мы с вами члены экипажа космического корабля, а наш экран- иллюминатор. Наша планета самая красивая. Она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. Но мы этого не замечаем. Потому что шар очень – очень велик. Слайд.
6. Открытие нового знания
-Какой мы увидели Землю?
Дети:.
Первым увидел Землю из космоса Юрий Алексеевич Гагарин. Слайд 13
-Как вы думаете, почему наша Земля из космоса видна в голубом цвете. (на земле много водоёмов)
Дети: .(на земле много водоёмов)
. Наша планета уникальна.
Вывод:
- Итак, какую форму имеет Земля?
Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что шар очень – очень велик.
- Ребята, посмотрите на с. 49 и скажите, а что держит в лапах мудрая черепаха. (глобус).
Глобус- модель Земли. Это шар на который нанесены очертания суши и вод. Шар насажен на ось и наклонен.
- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?
-Рассмотрите рисунки на с. 49, они вам подскажут правильный ответ.
-Порассуждайте с соседом по парте.
(Высказывания).
Земля вращается вокруг Солнца. От этого происходит смена времён года. Ещё Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки – день и ночь.
-Почему же вода из морей не выливается?
И людей, и воду удерживает земное притяжение. Земля, как магнит, все к себе притягивает.
7. Моделирование
Давайте вылепим из пластилина модель Земли. А что такое модель? Слайд 14
Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, вылепим шар из пластилина голубого цвета. А как показать сушу на наших моделях?
Конечно, нужно взять пластилин зелёного, жёлтого, коричневого цвета.
8. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 с. 33
-Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, ан какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.
№2 с. 33
-Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? (Наша планета)
-Посмотрите на глобус ещё раз и раскрасьте его.
11. Рефлексия
-Как называется наша планета?
Муравьишка приготовил для вас игру
Игра «Верно-неверно»
1) Земля похожа на шар +
2) Земля вращается вокруг своей оси +
3) Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 24 часа –
4) Глобус- это модель Земли +
5) Первый человек, который полетел в космос был Магеллан -
10. Подведение итогов работы.
-Что нового я узнал (удивило, впечатлило)
-Какие вопросы я бы задал?