Татьяна Борисенко
Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4
Тема урока Место урока по теме
«Россия – наша Родина» Первый урок в курсе» Основы светской этики»
Тип урока Формы, приемы, методы
Публикация «Конспект урока в четвертом классе „Основы светской этики, Россия — наша Родина“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. информационно-коммуникативные технологий (компьютерная презентация).
«ЗХУ», Приёмы «Толстые и тонкие вопрсы»,
«Инсерт»
Цель урока Задачи урока
Создание условий для формирования понимания учащимися духовного мира и духовных традиций народов нашей страны. - Выяснить, какой смысл вкладывают учащиеся в понятие «Родина», с чем конкретно связывают они любовь к Отечеству;
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, родной посёлок;
- Формировать познавательные интересы;
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;
- Воздействовать на положительные эмоции учащихся;
- Формировать своё мнение и уметь выражать свою точку зрения, а также анализировать историческую информацию, делать выводы.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
Учащиеся будут знать, что такое духовный мир человека, культурные традиции страны, основные понятия темы : «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности»
Уметь извлекать информацию из источников и представлять её, выражать собственное мнение;
уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
Предметные: Создать условия для формирования понятий: «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».
Метапредметные:
П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Развивать познавательный интерес
Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.
К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в группе.
Личностные: Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. Способствовать формированию у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории. ТРКМ Презентация «Моя Родина»
- глобус, карта мира;
- флаг РФ;
-листы самооценки
Текст Ю. Яковлев
«О НАШЕЙ РОДИНЕ»
Ход УРОКА
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
Этап
Вхождение в тему урока
Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала Психологический настрой
- Что вы почувствовали?
- Какое у вас настроение?
Инструкция по заполнения «Листа самооценки»
Дети читают хором:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Лист самооценки
Этап. Вызов
Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме ;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома - Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?
Какой главный вопрос задаёт автор?
- Какова будет тема нашего урока?
-Что вы ожидаете от нашего урока?
-Какие задачи мы можем перед собой поставить?
Работа с таблицей «ЗХУ»(Приложение 1)
- Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик.
- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.
Стихотворение читают дети
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
Заполняют 1-2 столбик таблицы «ЗХУ» Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».
РегулятивныеУУД
Навык целеполагания
Этап Осмысление
Цель:получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями. Беседа.
Как называется страна, в которой мы живем?
Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?
- Почему мы считаем Россию своей Родиной?
-Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?
Прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком «+».(приём «пометки на полях»)
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Приём «Толстые и тонкие вопрсы»
- Сравните текст с тем, как вы заполнили таблицу. Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.
-Какова основная мысль?
- О какой Родине идёт речь?
- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.
- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?
- Представьте, что слово «родина» - это слово – магнит.
- Какие слова притянет, это замечательное слово?
- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».
- Назовите свою малую Родину.
- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?
- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.
– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?
Символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березы, и хлеб, да соль.
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?
Задание по группам
1 группа
Выбрать из предложенных гербов – герб России и подготовить рассказ о нем после изучения документа.
2 группа
Выбрать флаг России и рассказать о нем после изучения документа.
Определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает после чтения стихотворения
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете: (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко. (красным)
(звучит 1 куплет гимна, все встают)
3 группа
Расставить в правильном порядке слова Гимна
Основной, закон страны называется Конституцией и принят он 12 декабря 1993 года.
– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.
Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А. С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
– Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова.
- Что такое ценности?
Чем традиции отличаются от ценностей?
Назовите то, что объединяет нас всех.
- Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?
Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность. Культурные ценности – литература, живопись… Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми.
В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П. И. Чайковский, А. С. Пушкин, Н. К. Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.
Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией. В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.
. Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику. стр 4
.– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.
Стр 5 Традиция – (от лат. traditio – предание) –передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
– Самостоятельно прочитайте текст на стр. 5 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.
Отвечают на поставленные вопросы. - Слово «родина» происходит от слова «род».
Родственные слова
Отец род
отчество родной
Отечество родитель
Отчизна Родина
Учащиеся каждой группы дают
определение словам:
«Отчий дом – дом твоего
отца.
«Отчество» – величание
по имени отца.
«Отечество», «Отчизна» –земля наших предков. и т. д.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родиться – значить появиться на свет потомству.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Читают рассказ применяя Приём инсерт (приём «пометки на полях») смысловое чтение.
Формулируют вопросы и задают одноклассникам
Дети записывают слова – ассоциации (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, река и т. д.)
Посёлок О….
Ответы на вопросы
-Россия
Работа с картой и глобусом.
Уч-ся читают стихотворение
Татьяна Бокова «Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Ответы учащихся
– Наша страна – Россия. Российская Федерация.
– Столица её – город Москва. – Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.
У нашего государства есть символы: герб, флаг, гимн.
Государственными символами в любой стране являются Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.
Выступление уч-ся
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами щит с золотым двухглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной. На груди орла, в красном щите,- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного дракона.
Герб-это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трё х горизонтальных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета. Именно по этому флагу повсеместно узнают наше государство.
.Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять всю нацию. В гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны. Слова для государственного гимна написаны Михалковым С. В., а музыка Александрова А. В
Ученики читают стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Стр 4
Работа в группах
Приводят примеры из жизненного опыта
1. Духовный мир.
2. Культурные традиции.
(А) Богатство нашей страны, религиозные культуры, морально-этические нормы.
(Б) Знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношения между людьми, отношение к миру.
У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
Познавательные УУД: «Визуализация понятия».
Коммуникативные УУД
Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Формулировать своё мнение, свою позицию.
Познавательные УУД
Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
Использовать изучающее чтение при поиске информации.
Коммуникативные УУД:
умение формулировать свою точку зрения
Контроль \оценивание
Работа в группе,
Актуализация житейского опыта
Лист самооценки
Этап Рефлексия
Цель: - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
- присвоить новое знание;
- сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому. Закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а…
- Что запомнилось из урока?
- Над чем хочется задуматься?
- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?
Составление синквейнов
Родина
Могучая, великая.
Заботится, любить, беречь
Родина- мать, умей за неё постоять.
Мать.
После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.
Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.
Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.
Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.
Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее Познавательные УУД:
«Прием информации».
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Лист самооценки
Этап
Подведение итогов, домашнее задание Стр. 5
Вопросы и задания
Закрепление основных понятий урока.
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?
– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями. Коммуникативные УУД:
форма групповой рефлексии.
Приложение 1
З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать
В ходе урока я. Всегда Иногда Никогда
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал активное участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения
Помогал группе в выборе правильных решений
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы
Оказывал помощь, откликался на работу других
Преодолевал трудности, добивался достижения результата
Осознавал ответственность за общее дело
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а…
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а…
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а…
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а…
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а…