Вероника Барышникова
Конспект урока по обществознанию «Что такое человечность?» (6 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока «Что такое человечность?»
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке. (Страх, смелость, фобия).
А кто может объяснить, что означают эти понятия? (Страх - это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. Фобия - это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека. Смелость - способность подавлять страх).
У вас было д/з. Вы должны были написать и свои страхи и методы борьбы с ними, а также написать свои смелые поступки. (Выступления детей со своими ответами)
Публикация «Конспект урока по обществознанию „Что такое человечность?“ (6 класс)» размещена в разделах
- Обществознание
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вы все молодцы, что совершаете смелые поступки и пытаетесь бороться со своими страхами.
Ребята, у вас на столах есть небольшая сказка, давайте прочитаем её, а потом ответим на вопрос.
Сказка
Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:
– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?
Пахарь отвечает:
– Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился крот:
– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.
Как вы думаете, о чём эта сказка? В чём её смысл? (Надо помогать другим, не быть эгоистом).
А как называют человека, который помогает людям? (Добрый).
А какое качество определяет доброго человека? Оно является однокоренным со словом «человек» (Человечность).
Правильно! И как же тогда будет называться тема нашего урока? («Человечность»; «Человек и человечность» и т. д.).
А тема нашего урока будет называться «Что такое человечность?» (1 слайд)
А теперь, когда вы знаете тему урока, подумайте, чтобы вы хотели, изучить? (Что такое человечность? Кого называют человечным? Легко ли быть человечным)
Какие ассоциации возникают у вас со словом «Человечность»? (уважение к людям; доброта; отзывчивость; искренность).
Теперь давайте попробуем сформулировать, что такое человечность? (Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость). (2 слайд)
Знаете ли вы, что человечность можно назвать ещё другим словом? (Да, нет). Так вот это слово «гуманность». Вы когда-нибудь слышали это слово? (Да, нет).
Давайте запишем, что такое гуманность. Гуманность (от лат. humanus – человечность) - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. (3 слайд)
Как вы считаете, какие поступки можно назвать гуманными?
Задание 1 (4 слайд)
Прочитайте ситуации и скажите, как бы вы поступили:
1. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
2. Ты заходишь в подъезд и видишь маленького бездомного котенка. Как ты поступишь?
Ребята, как вы думаете, легко ли совершать гуманные поступки? (Да, нет). А почему?
Сейчас мы с вами говорили про гуманность отдельного человека. А что ещё бывает гуманным? (Общество).
А какое общество называют гуманным? (Гуманное общество - это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма). (5 слайд)
Давайте прочитаем басню Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». (6 слайд)
Басня
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Что вы думаете об этой басне? Можно ли назвать её поучительной? (Да). А чему она нас учит? А что вы почувствовали, о чем задумались? Как надо относиться к пожилым людям? Скажите, а может ли произойти такая история в наше время.
Так как вы считаете, кто в нашем обществе больше всего нуждается в защите? (Старики, дети).
Давайте сейчас напишем синквей на тему «гуманность», на это вам 3 минуты: (7 слайд)
• первая строка – название темы (одно существительное);
• вторая строка – описание темы в двух словах, два прилагательных;
• третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
• четвёртая строка – это фраза, которая показывает отношение к теме (целое предложение);
• пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.
Ребята, как вы думаете, мы достигли целей, которые ставили в начале урока? (Да, нет).
А что мы не успели изучить с вами на уроке, где можно найти ответы на них?
Ребята, а давайте сейчас оценим друг друга. Как вы считаете, кому какие оценки можно поставить? (ответы детей).