ЛЮБОВЬ НИКИТИНА
Конспект урока литературного чтения «Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА УРОКА : "Д. ХАРМС. ХРАБРЫЙ ЁЖ.
Н. СЛАДКОВ. ЛИСИЦА И ЁЖ.
ЦЕЛЬ УРОКА : познакомить с произведениями Д. Хармса «Храбрый ёж», Н. Сладкова «Лисица и Ёж», С. Аксакова «Гнездо», развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Публикация «Конспект урока литературного чтения „Д, Хармс „Храбрый ёж“, Н, Сладков „Лисица и Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературное чтение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения;
• Сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты;
• Характеризовать героев и их поступки;
• Рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации;
• Участвовать в обсуждении проблемных ситуаций;
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные:
Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
Эстетические чувства, в т. ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные:
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Адекватно оценивать свои достижения;
Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные:
Осознавать познавательную информацию;
Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
ТИП УРОКА : изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова, текст для речевой разминки,
Ход УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
• Выразительное чтение стихотворений В. Берестова «Лягушата», В. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет»;
• Выставка рисунков к изученным стихотворениям.
3. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:
Ёж морской на дне морском
Пел о ё жике лесном:
Ах ты ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
-Прочитайте, чётко проговаривая каждое слово и каждый слог.
-Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.
-Прочитайте стихотворение выразительно.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
-Отгадайте загадку:
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (ЁЖ)
-Ребята, что вы знаете о ежах?
-Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о ежах, а также познакомимся с рассказом из старинных книг.
5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1) Работа по учебнику:
-Открорйте учебник на с. 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас с вами будем читать? (Д. ХАРМС)
-Как называется произведение?
-Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа?
-Прочитайте текст.
-С чего началась история?
-Кто подошёл к ящику?
-Как они проверяли, что там находится?
-Кто выскочил из ящика?
-Как повели себя звери?
-Кто из зверей оказался храбрым?
-Могла ли такая история произойти на самом деле?
-Что в этой истории правда, а что вымысел?
2) Рассказ учителя о еже демонстрацией кадров «Живой природы».
3) Выступление подготовленного ученика о еже:
ЁЖ живет в лесах, чаще в смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае – полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.
Охотятся ежи чаще по ночам, в основном на слух. Хотя ежик на вид кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например, с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.
Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита ёжиков от хищников. Однако она не всегда помогает – некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ёжика. А лиса даже может откатить ежика в воду, чтобы он развернулся.
4) ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
- Ёж – удивительное создание природы. Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – расночсики опаснейших для человека клещей.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА :
1) Работа по учебнику:
-Прочитайте на с. 73, кто автор следующего произведения.
-Прочитайте название. Почему слово «ёж» написано с заглавной буквы?
-Подумайте, что мы будем читать?
2) Чтение произведения учителем.
3) Беседа по вопросам учебника.
4) Выразительное чтение в лицах.
5)Продолжение работы по теме урока :
-Последнее произведение, которое мы сегодня прочитаем, из старинных книг. Откройте с. 74 и прочитайте, кто его написал. (С. АКСАКОВ)
6) Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.
7) Чтение учителем рассказа С. Аксакова «Гнездо» :
-О чем рассказал нам автор?
-Чему он хотел научить нас?
-Разделите текст на части. Озаглавьте их.
8) РАБОТА В ПАРАХ: Деление текста рассказа С. Аксакова «Гнездо» на части.
ПРОВЕРКА.
7. РЕФЛЕКСИЯ.
-Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
-Что вас огорчило?
-Что порадовало?
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Произведения каких писателей мы читали на уроке?
-Что вы о них узнали? Чему учат нас эти произведения?
Д. З. подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо