Алейникова Анастасия Владимировна
Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся 6 класса «Цвет в произведениях живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся 6 класса
по теме: «Цвет в произведениях живописи: создаем по воображению букет золотой осени на цветном фоне, передающего радостное настроение»
Автор конспекта:
Алейникова А. В., учитель ИЗО МБОУ Рождественской СОШ Купинского района
Цель урока: создать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Задачи:
Публикация «Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся 6 класса „Цвет в произведениях живописи“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
1. Научить детей отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам;
2. Научить использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка дерева, изображенное всей кистью и ее концом);
3. Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении;
4. Сформировать понятие о методе «монотипия»;
5. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение;
6. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям, понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: умение определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: мотивация к учебной деятельности, готовность к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, бумага для акварели, кисточки, краски гуашь.
Ход урока
1. Организационный момент
– Проверка готовности класса к уроку.
– Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, что в теме нашего урока пропущено одно слово. Чтобы узнать, какое слово пропущено, послушайте стихотворение:
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной, лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем какого цвета
Огромная планета!
Учитель: Итак, какое слово должно стоять в названии темы урока?
Ученики: цвет.
Учитель: Как вы думаете, почему живопись называется – живое письмо?
(живопись означает писать жизнь живо, то есть полно и убедительно передавать действительность)
2. Основная часть
Сообщение темы урока
Учитель: Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим.
Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картинку на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
Учитель: О чем говорит эта легенда? (с помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир)
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего дня с помощью цвета, цветовой гаммы является картина И. Левитана “Золотая осень”.
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана “Золотая осень”, мы вспоминаем слова Пушкина
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
Актуализация знаний
Учитель: Давайте вспомним о том, какое влияние оказывают на нас цвета.
КРАСНЫЙ цвет психологически действует раздражающе - возбуждающе, в зависимости от человека и обстановки он либо активизирует, придает сил, делает более жизнерадостным и способствует общению, либо вызывает беспокойство и нервозность.
ЖЕЛТЫЙ цвет является хорошим цветом для поднятия настроения и борьбы с депрессией. У него есть свойство возбуждать внимание и повышать готовность человека к общению и принятию новой информации, улучшает память.
СИНИЙ цвет обладает успокаивающим и расслабляющим свойствами. Синее окружение помогает лучше справиться с душевными проблемами. Этот цвет любят, поскольку из него излучается чистота и покой.
ЗЕЛЁНЫЙ цвет воздействует спокойно и нейтрально, он успокаивает, но не так сильно, как синий. В психологическом смысле зеленый цвет вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. Содействует концентрации и мышлению.
Формирование новых знаний
Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок. В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.
Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает мы и будет принимать за его цвет.
Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да, и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим, или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.
- Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.
На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение.
- Картина художника Яна Веермеера «Женщина, наливающая молоко»
Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.
Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым.
Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.
Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов называется в живописи колоритом. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.
Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.
«Весь секрет. живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах). Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут выплывать золотые и серебряные «рыбки» света».
Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» замечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи.
Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, несмотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.
Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.
Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.
Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан.
Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью, определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).
В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.
Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например, В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж.
Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).
Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов:
1) двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате;
2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;
3) четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным.
Вот некоторые практические рекомендации:
а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу;
б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);
в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светло серыми.
Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев.
При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Установлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль характер и величина пятен, контур и другие обстоятельства.
Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения.
Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естественным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же – фиолетовые и голубые – теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие этого живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми.
Беседа по картине К. А. Коровина «Зимой».
Главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «Природа наделила его исключительным глазом колорита, – вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. – Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы – везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризующих живое».
Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в русской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примечательно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатейливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изгородь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.
- Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне?
3. Физкультминутка
– Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4–5 раз.
– Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4–5 раз.
– Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4–5 раз.
– Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. Повторять 4–5 раз.
– В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторять 1–2 раза.
4. Практическая работа
Учитель: Сегодня мы нарисуем рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
Сделать по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное, праздничное настроение. Подумайте, какие цветы, веточки, плоды могут тебе для этого пригодиться. Это могут быть ветки с золотыми листьями, поставленные в вазу, ветка алой рябины с веселым узором листвы, яркие осенние цветы, например, астры и хризантемы. Спелые фрукты, положенные на стол, украсят работу.
При желании радостный натюрморт из осенних плодов может заменить изображение цветов. Для цветного звучания тёплых плодов уместно взять изумрудный или ярко-синий фон, нетёмный и звучный, как осеннее небо в солнечный день.
Изобразить осенний букет мы попробуем методом «монотипия», чтобы наш букет отражался на поверхности с водой. Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение “окунулось” в воду, отразилось в ней.
Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому.
5. Итог урока. Выставление отметок.
Выставка работ учащихся.
Учитель: У вас было одно и то же задание, одинаковый формат бумаги, но работы получились разные, каждая по-своему интересна, своеобразна по подбору красок, по композиции. Вы пытались передать свое настроение средствами рисунка и живописи. Это уже говорит о том, что вы учитесь понимать возможности цвета, что, в свою очередь, помогает вам создавать художественный образ, выразить собственное отношение к изображаемому.
6. Домашнее задание
Посмотреть и подобрать репродукции скульптур животных из разных материалов. Принести пластилин.