Татьяна Федотова
Конспект урока по предмету «Математические представления» для обучающихся с ментальными нарушениями и ТМНР «Цвет»
Характеристика класса: в классе обучаются 5 детей с ментальными нарушениями и ТМНР. У всех обучающихся нарушение опорно-двигательного аппарата, зрения, речи. У двух детей – нарушение аутистического спектра. Все дети нуждаются в организации коммуникации с использованием альтернативных средств: изображение, жест, движение. Всем детям рекомендовано сопровождение тьютора. В процессе урока тьютор сопровождает детей, нуждающихся в создании особых условий, оказывает им необходимую помощь.
Цель: формирование представлений о цвете как о сенсорном эталоне
Задачи:
Образовательная:
- продолжать формировать представления о цветах основных и дополнительных через работу с музыкальными произведениями, изображениями, рисование.
Воспитательная:
- продолжать учить детей заниматься в группе, помогать другим, выполнять инструкции учителя
Коррекционная: корригировать зрительное внимание через упражнения с изображениями; корригировать слуховое внимание через упражнения с музыкальными произведениями
Ход урока:
1. Вводная часть. Упражнение «Здоровалка». Сообщение темы 3 мин
Цель: собрать внимание детей
2. Основная часть. Цвет в жизни человека
2.1 Упражнение «Разложи карточки на столе» 3 мин
Цель: активизация зрительного восприятия, выполнение инструкции «разложи карточки слева направо»
Дети рассматривают и раскладывают цветные карточки на своих столах в направлении слева - направо
2.2 Упражнение «Слушай песенку и показывай карточку соответствующего цвета» 10 мин
Цель: развитие слухового внимания через упражнения с музыкальными произведениями
Учитель предлагает детям слушать песни, в словах которых говорится о цвете («Лето красное», «Синий иней» и тд.). Дети слушают песню, находят нужную карточку, показывают, называют цвет
2.3 Упражнение «Цвет и время года». 10 мин
Цель: развитие зрительного внимания через соотнесение цвета и времени года: осень – жёлтый цвет, зима – синий цвет, весна – зелёный цвет, лето – красный цвет.
Учитель и дети рассматривают карточку с изображением времени года, определяют время года, его признаки. Далее договариваются о цветовом символе, находят карточку, соответствующего цвета, располагают на доске рядом с картинкой времени года
2.4 Упражнение «Рисуем время года» 10 мин
Цель: организация продуктивной деятельности для элементарного обобщения: цвет - время года - признак времени года. Например: синий цвет – зима – синие снежинки; зелёный цвет – весна – зелёные листочки; жёлтый цвет – осень – жёлтые листочки; красный цвет – лето – красные маки на лугу. Упражнение в ритмичном рисовании «тычком» точек сверху вниз
Учитель предлагает детям рисовать по заданию: Вова рисует весну (зелёные листочки); Юля рисует осень (желтые листочки); и тд. Дети выполняют задание. Каждый «тычок» сопровождают словом «ах!», т. е. включается эмоция «красиво»
3 Заключительная часть 4 мин
3.1 Упражнение «Чем на уроке занимались»
Дети находят и показывают пиктограммы «Смотреть», «Слушать», «Рисовать», «Говорить». Учитель по каждой пиктограмме строит предложение: «смотрели карточки, картинки», «слушали песенки», «рисовали листочки, маки, снежинки».