Оксана Фокина
Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) «Знакомство с городецкой росписью»
План-конспект урока
Декоративное рисование. «Элементы цветочного узора Городца»
Тема урока : «Знакомство с Городецкой росписью. Рисование
элементов городецкой росписи : розан и купавка.»
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока : урок-путешествие
Публикация «Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) „Знакомство с городецкой росписью“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Оборудование: изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки,
детская мебель, декоративные тарелки, разделочные
доски, динамическая таблица – поэтапное выполнение
розана и купавки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1 мин.
Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца.
Добрый день! Садитесь.
II. Сообщение темы и целей урока
1 мин.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г. Городец. Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями.
III. Изучение нового материала
7 мин.
На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей.
Городец- маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области. Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. Ставни украшены: на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, также вырезанных из дерева.
Издревле Городец был известен своими резчиками. Деревянная резьба с изображениями: русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям.
Но не только резьбой славен город. В городе, ребята, находится фабрика «Городецкая роспись», мастера которой создают изделия с росписью, своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно об этой росписи мы с вами побеседуем сегодня.
-Ребята, обратите внимание, на мой стол и скажите, что вы видите?
(Веретено, разделочная доска, прялка)
- А какие эти вещи яркие и нарядные!
Посмотрите, у меня в руках прялка.
Донце прялки украшено растительным орнаментом.
Именно с прялки все началось.
Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки.
Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний.
-Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи? (Оранжевый, зеленый, черный, синий.)
Верно, росписи нарядны по колориту.
Идет время и роспись развивается. Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров.
В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца.
Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы. их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента.
IV. Первичное закрепление.
3 мин.
Учитель показывает на доске последовательность выполнения работы, учащиеся внимательно смотрят и запоминают последовательность действий.
Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи, познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой.
На доске таблички с новыми словами: «Розан», «Купавка».
Учитель показывает в росписи розан и купавку.
Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой.
Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка.
С тех пор люди стали изображать его в своих росписях.
Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану. А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске.
Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи :
3 мин.
- На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап.
На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.
На последнем 4 этапе делаем «оживку».
Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.
- Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка?
Они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины.
- А что вы скажете про фон цветов?
Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой.
Ученик Лемешев Павел повторяет все этапы выполнения работы.
1 мин.
V. Практическая часть
20 минут
Учитель раздает шаблоны для выполнения самостоятельной работы и осуществляет визуальный контроль.
Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.
Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку.
VI. Подведение итогов
2 мин.
Украсим наше дерево, ребята, и проанализируем выполненную работу.
Посмотрите, как засияло наше дерево! Все молодцы, справились с заданием.
Обратимся к некоторым работам. Обратите внимание на работу Рогачевой Марии и Конуховой Елизаветы. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны.
VII. Закрепление
2 минуты
-Ребята, с какой росписью мы познакомились?
-Кто расскажет, о возникновении росписи?
- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?
-Каковы этапы выполнения розана и купавки?
Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч.