Светлана Самойленко
Конспект интегрированного урока «Мир насекомых»
Тема: Мир насекомых.
Цель: Проверка усвоения изучаемого материала.
Оборудование: шарик «настроение», карточки - задания на обобщение, картинки «насекомые», игрушка «пчёлка», зелёные одноразовые скатерти, «цветы» - украшения для класса, «цветы» с заданиями, ручки, цветные карандаши, бланки для учеников для письменной работы, бланки для экзаменаторов, «числовая дорожка» со следами муравья, «полянка» с насекомыми, памятка для задачи, задача, плакат, инструкционные карты, шаблоны (заготовки, ножницы, сюрпризы от пчёлки.
Публикация «Конспект интегрированного урока „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Ход урока.
Организационный момент. (5 мин.)
Цель: Заинтересовать детей, поднять им настроение. Организовать детей на работу.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
- Сегодня у нас будет очень интересный день!
-Мы будем путешествовать!
-А путешествовать мы будем не одни! С нами будет вот эта пчёлка! (показываю игрушку)
-Пчёлы, конечно, не говорят, но нашу пчёлку я понимаю!
-Она хочет с нами познакомиться!
-Если у вас появятся вопросы, то обращайтесь ко мне – меня зовут Светлана Сергеевна!
-А как зовут вас?
- Посмотрите, что нам принесла пчёлка?
-Это шарик «настроение»!
-Он нужен для того чтобы улучшить нам настроение сделать его весёлым!
-Пчелка просит нас встать в круг!
- Мы будем передавать шарик по кругу, и говорить друг другу пожелания.
-Что можно пожелать? Какие вы знаете пожелания? (Доброты, удачи, счастья, любви, красоты, здоровья, чтобы мечты сбылись, хороших друзей и др.)
-Я желаю вам удачного дня! … передавай шарик с пожеланием!
(Шарик идет по кругу, последний ребёнок передаёт его мне.)
-Молодцы!
-Пчелка предлагает нам присесть на полянку с цифрой №1 и поиграть! Давайте поиграем?
-Найдите полянку под №1. Молодцы! Садитесь!
2. Стол №1 – Развитие речи.
Цель: Выявить умения заканчивать начатую фразу учителем, с ответом на вопрос. Выявить умения строить предложение по вопросам учителя. Выявить умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.
Инструкция: - Игра называется «что лишнее».
1-У вас на полянках лежат листья деревьев, на них написан ряд слов.
2-Возьмите по одному листочку, вычеркните лишнее слово.
-Не забудьте написать имя на своих листочках.
-Выполнили? Поднимите руку, кто первый хочет ответить?
-Прочитай нам первую строчку.
- Собака, кошка, корова, оса.
- Какое слово лишнее? (лишнее слово - оса)
-Почему это слово, а не собака или кошка?
(потому что собака, кошка, корова – домашние животные; а оса – это насекомое; и т. д.)
-Правильно, молодец! (даю ребёнку картинку с осой)
-Кто следующий, хочет ответить!
-Давай ты, ты так красиво держишь ручку!
- Кружка, стрекоза, тарелка, кастрюля.
-Какое лишнее слово?
-Почему не тарелка? Получается, что тарелка и стрекоза не подходят друг к другу? А
- А тарелка и кружка подходят друг к другу?
-Правильно, молодец! (даю ребёнку картинку со стрекозой)
-Кто дальше?
- Брюки, платье, кузнечик, рубашка.
- Какое слово лишнее?
- Почему? Объясни!
-Правильно, молодец! (даю ребёнку картинку с кузнечиком)
-Кто ещё остался!
- Диван, кресло, шкаф, муравей.
- Какое слово лишнее?
- Почему? Объясни!
-Правильно, молодец! (даю ребёнку картинку с муравьём)
-Теперь твоя очередь!
- Муха, автобус, троллейбус, трамвай.
- Какое слово лишнее?
- Почему? Объясни!
-Правильно, молодец! (даю ребёнку картинку с мухой)
-Ребята, прочитайте слова, которые были лишние. Каждый читает свою карточку.
(Стрекоза, оса, кузнечик, муравей, муха.)
-Как их можно назвать, одним словом? (насекомые)
-Пчёлка хочет узнать, сколько красивых слов вы знаете!
Инструкция:
-У вас у каждого есть карточка с насекомым.
-Подберите к своему насекомому слово, которое отвечает на вопросы, какой, или какая!
-Вот … у тебя кто? А какое оно твоё насекомое? (быстрое, яркое, красивое, маленькое и т. д)
-Получается у тебя бабочка какая? Яркая! А ещё какая? Твоя бабочка красивая!
(Далее отвечают все дети по очереди)
-А у тебя кто? А какое у тебя насекомое?
-А что может делать насекомое? Подберите к своему насекомому слово, которое отвечает на вопрос «что делает?».
-, что может делать стрекоза? (летает, ест, спит)
-, что делает комар? (кусает, пьёт, летает)
-, какая у тебя стрекоза? Что делает? А какое предложение можно составить?
-Давайте, каждый по очереди попробует составить предложение о насекомом?
-Пчёлка приглашает прогуляться до следующей полянки.
Артикуляционная гимнастика!
Инструкция:
- Возьмите своих насекомых.
- Слышите, кто-то говорит?
-Послушайте! Вот так: БЗЗ-БЗЗ
-Кто так говорит?
-Это муха!
-Повторите, как разговаривает муха!
-А, как разговаривает жук? (ЖЖЖЖ)
-А, какое насекомое так говорит : ЗЗЗЗЗ!
-Повторите песенку комара.
-А кузнечик знаете, как говорит! «ТССС»
(А вот стрекозы и бабочки – молчат)
СТОЛ № 2 чтение и письмо
Цель: Выявить знание букв. Выявить умение читать по слогам двух-трёх сложные слова. Выявить умение соотносить слово (предложение) с соответствующей по содержанию картинкой.
-Пчёлка предлагает нам присесть на эту полянку.
-Давайте вместе с пчёлкой присядем!
-И что же интересного здесь могла увидеть наша пчёлка!
(Лежат цветы с предложениями.)
Инструкция:
1-Возьмите по одному цветочку.
2-Сейчас мы будем читать предложения, которые написаны на этих цветочках.
3-Начинаем читать с крайнего ученика, по одному.
У кузнечика ухо на задних лапках. У мухи пять глаз.
Подчеркни, где ухо у кузнечика! Подчеркни сколько глаз у мухи.
Пчела над цветами летает, мёд собирает. Её дом – это улей.
Подчеркни дом - пчелы. Подчеркни, что собирает пчела?
Оса – модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо.
Подчеркни модницу – крылатую, в платье полосатом.
Стрекоз нужно беречь. Потому что они уничтожают мошек и комаров.
Подчеркни, почему нужно беречь стрекоз?
Майский жук родился в мае. Потому его так и назвали.
Подчеркни, когда родился майский жук?
-Видно пчёлка думала, что это нектар! А что оказалось (буквы, слова?
-Про какое насекомое было очень интересно послушать?
-Давайте запишем это предложение!
-Сначала подпишите свои цветочки.
-Я буду диктовать, слушайте внимательно!
-Подчеркните в предложении красным карандашом 3 гласные буквы!
-Молодцы!
-А теперь синим карандашом подчеркните 5 согласных букв!
Инструкция:
1- Сейчас я вам раздам схемы!
2-Посмотрите внимательно на них!
3-Здесь зашифрованы слова.
4-Сколько квадратиков, столько и букв в слове.
5-Это задание похоже на игру «Поле чудес»
6-Вам нужно отгадать зашифрованное слово.
7-Вспомните слово-насекомое, которое подойдёт к этой схеме.
-Запишите это слово на карточку, прямо в схему слова.
-Ту букву, которая уже напечатана на карточке, писать не надо.
-Молодцы! Смотрите, пчёлка устала и загрустила, давайте ещё погуляем!
Физкультурная минутка.
(Я первая выполняю упражнение и произношу текст. Затем предлагаю детям выполнить упражнение совместно.)
Пчёлка.
Солнце утром лишь проснётся,
Пчёлка кружит, пчёлка вьётся.
Собирает свежий мёд
И домой к себе несёт.
-Давайте вместе, повторяйте за мной!
(Встать, поднимать и опускать руки плавно имитируя движения пчелы. Присесть 2 – 3 раза, повторить плавные движения руками. Выполнить упражнение 3 раза в медленном темпе.)
-Наша пчёлка увидела ещё одну полянку и хочет на ней посидеть.
Стол №3 Счёт
Цель: Выявить умения учащихся выполнять действия в пределах пяти, умения узнавать и писать цифры от 1 до 5. Выявить умение решать задачи.
-Что это?
- Муравей бежал по числовой дорожке и оставил следы. Какие цифры скрыты под следами? Напишите их рядом.
-Подпишите листочки.
-Молодцы! Пчёлке стало интересно, сколько на этом рисунке насекомых. А давайте с вами составим задачу про насекомых!
-Кого вы видите? Какие это насекомые? (2 божьих коровки и 1 кузнечик)
-Сколько божьих коровок? А сколько кузнечиков?
-А как узнать, сколько всего насекомых?
(некоторые дети могут сразу назвать ответ, тогда вопрос будет звучать, по другому: -А, как узнали)
-Сейчас вы самостоятельно прочитаете и запишите задачу.
-А задача будет такая (вывешиваю на доску текст задачи и памятку решения задач) :
- В траве сидело 2 божьих коровки и один кузнечик. Сколько всего насекомых сидело в траве?
1. Условие задачи.
2. Вопрос задачи.
3. Решение задачи.
4. Ответ задачи.
Дети записывают решение задачи.
-Какие вы молодцы! Пойдём гулять дальше?
Стол № 4 ППД
Цель: Выявить умения в выполнении подражательных движений, умения в выполнении различных действий с бумагой (обводить, вырезать наклеивать).
Инструкция:
1-Ребята, пчёлке захотелось такую же полянку как у насекомых из задачи!
2-Давайте сделаем ей такую же полянку!
3 -Что нам для этого потребуется?
4-Что растёт на полянке?
5-Давайте составим план работы.
-Сначала обводим!
-Затем вырезаем!
-И аккуратно наклеиваем!
(вывешиваю план работы)
-Давайте я покажу вам на этом цветочке!
-Всем понятно!
-Повторите план работы! Приступаем!
-Пчёлка Вас благодарит и прощается с вами!
(если останется время предложить детям убраться после трудов)
Всем спасибо!
-Но на этом фестиваль не заканчивается.
-Сейчас мы с вами отправимся на весёлую гимнастику. А проводить её Галина Сергеевна.
-Давайте встанем парами и выйдем из «мира насекомых»!