Светлана Самойленко
Конспект урока по развитию речи для учащихся с F71.
Тема урока : Составление рассказа описания «Зимушка-зима».
Тип урока : Комбинированный.
Цель урока : Формировать навыки речи. Продолжать работу с пиктограммами.
Задачи: 1) Продолжать уточнять и расширять активный словарный запас учащихся. Учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке, а также продолжать активизировать активный словарь учеников, через работу с пиктограммами.
Публикация «Конспект урока по развитию речи для учащихся с F71,» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2)Продолжать коригировать и развивать связную устную речь учащихся; развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
развивать память, внимание, логическое мышление; через работу с сюжетной картиной.
3) Воспитывать самостоятельность, инициативность. Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.
Методы: беседа, демонстрация, самостоятельная работа, работа с картиной.
Оборудование: сюжетная картинка «Пришла зима», лист с пиктограммами, листы для детей, ручки и карандаши, план составления рассказа.
Ход урока.
1. Организационный момент. 3 мин
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Проверка готовности к уроку (рабочее место, поза, внешний вид).
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Ребята, поздоровайтесь! Молодцы, садитесь! Обратите внимание на доску!
На доске висят картинки (заяц, игла, машина, апельсин).
-Что нарисовано на первой картинке (заяц?
-Какой первый звук в этом слове? (Обратить внимание, чтобы дети не называли, буквы вместо звуков)
-А какой буквой мне записать звук (З?
-Молодцы! Подписываю букву под картинкой!
-Что нарисовано на второй картинке (игла?
-Какой первый звук в этом слове?
-А какой буквой мне записать звук (И?
-Молодцы! Подписываю букву под картинкой!
-Что нарисовано на первой картинке (машина?
-Какой первый звук в этом слове? (Обратить внимание, чтобы дети не называли, буквы вместо звуков)
-А какой буквой мне записать звук (М?
-Молодцы! Подписываю букву под картинкой!
-Что нарисовано на первой картинке (апельсин?
-Какой первый звук в этом слове?
-А какой буквой мне записать звук (А?
-Молодцы! Подписываю букву под картинкой!
-Молодцы! Какое слово получилось (ЗИМА!
-А что такое ЗИМА? Что вы знаете о зиме?
2. Актуализация знаний. 2 мин
Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
-Сколько в году зимних месяцев? Назовите их!
-А вы любите зиму? Почему?
-А снег любите? А какие игры можно придумать со снегом?
-Какие вы знаете слова, полученные от слова «снег»?
-Молодцы!
3. Подготовка к усвоению нового материала. 2 мин
-Ребята, закройте глаза!
-Представьте, что мы вышли во двор!
-Откройте глазки и выйдите из-за парт!
Беру вату. – Смотрите, какой беленький, мягонький комочек
-На что это похоже (снег? Возьмите его в руки!
Подвижная игра.
Мы налепим из снежка
Два чудесных колобка
Вот какой у нас снежок
Он похож на колобок
Будем мы в снежки играть
Их на ёлочку бросать (ПОВТОРИТЬ!
-Молодцы!
4. Сообщение нового материала. 7 мин (5+2)
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
-А теперь сядьте за парты и хорошенько рассмотрим двор, в котором гуляли!
Вывешивается картина!
Игра «Фотограф»
-Вам нравиться этот двор?
-Давайте тут всё сфотографируем!
-А как будем фотографировать, я вам расскажу!
-Фотографировать будем по частям: ПЛАН 1. Время года. 2. Мама с дочкой. 3. Дети и снеговик. 4. Лыжники. 5. На льду. 6. Девочка на санках. 7. ___?
-Все взяли фотокамеры! Посмотрите на этот двор!
-Наведите свои фотокамеры на картину: один глаз закрыть, к другому поднести руку, пальцы которой образуют фотокамеру (просто показать).
-Я буду показывать ручкой, а вы на это место наводить камеры. Настроили камеры на один палец! Начали!
А) Обсуждение картины. 5 мин
-Какое время года изображено на картине?
-По каким признакам вы определили, что зима?
-Молодцы! Следующий кадр по плану №2. Настроили камеры на этот кадр!
-Кого вы видите на картине (маму с дочкой?
-Как они одеты (во что?
-Что они делают (Что делает мама? Что делает дочка)
-Кого вы ещё видите в этом кадре?
-Наведём камеры на следующий кадр №3 немного повыше мамы и дочки (дети лепят снеговика!
-Что делают дети? Как они одеты?
-Как художник описал настроение детей?
-Дети вышли бы лепить снеговика, если у них было бы плохое настроение?
-А теперь переводим камеры чуть ниже!
-Кого мы видим в этом кадре (подростки с лыжами?
-Что они делают? Как они одеты?
-Что у них в руках? Как вы думаете, куда они идут?
-Молодцы! Следующий кадр! Кто изображён?
-Что делает мальчик? А зачем (почему?
-Как он одет? Молодцы!
-Продолжаем прогулку с фотокамерами! Далее мы видим?
-Что она делает? Как она одета?
-Теперь уберите фотокамеры и посмотрите на весь двор!
-Что общего у всех этих кадров (снимков?
-Сколько людей изображено на картине?
-Сколько животных? Кто именно? Где он, (на каком снимке?
-Кроме людей и животных, кто ещё изображён на картине? Сколько птиц?
-Перечислите, кто изображён на картине?
-А, ЧТО ещё есть на картине?
-Молодцы! Сравним с планом – первый кадр сняли? Вот он! Второй сняли? Кого снимали? Следующий кадр №3 сняли? №4?№5?№6?
-Что ещё можно записать под №7?
-Как ещё можно назвать эту картину?
-Какое название лучше всего подходит: «Наступила зима», «Зимние развлечения», «Рады мы проказам матушки –зимы»…
Б) Словарная работа (на доске таблички). 2 мин
-Понравилось вам работать фотографами?
-А теперь составим рассказ! В этом нам помогут слова – помощники!
На доску вывешиваются слова – помощники.
-Прочитаем вместе эти слова!
-Определим к кому можно отнести каждое слово!
Наступила, пошли гулять, пёс Тузик пошёл с ними, катала на санках, во дворе, много детей, дружно лепили, катался на коньках, каталась с горки, кататься на лыжах, тепло одеты, весёлые.
-Зачем люди одевают тёплые вещи (чтобы не замёрзнуть?
-А ещё, что бы ни замёрзнуть, нужно…ДВИГАТЬСЯ!
5. Физическая минутка. 5 мин
-Давайте выйдем из-за парт и немного согреемся, за одно и отдохнём!
Мы бежим с тобой на лыжах
Снег холодный лыжи лижет
А потом на коньках
А потом снежки лепили
А потом снежки катали
А потом без сил упали
На уроки побежали Повторить!
-Молодцы!
6. Закрепление полученных знаний. 13 мин (10 сост. пиктограмм + 3 пересказ)
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.
А) Составление рассказа с опорой на слова и план.
-Давайте составим рассказ и запишем!
-А записывать как будем записывать рассказ, а (пиктограммами, символами). Не забывайте пользоваться словами помощниками. Символы – пиктограммы придумываете сами к своему предложению.
-Работаем по плану! Я начну! Пункт № 1 (кадр 1) – время года.
-Наступила зима! Как мне зарисовать предложение?
-У меня будет такой символ (снежинка) –наступила зима, выпал снег.
-Следующий кадр №2 (мама с дочкой) – кто составил предложение?
-Юра выйди к доске, какое у тебя получилось предложение?
-Запиши его символами.
-Молодец! Следующий кадр, к доске выйдет….
Наступила зима.
1)Пришла зима. 2) Даша с мамой пошли гулять. 3) Пёс Тузик пошёл с ними. 4) Мама катала Дашу на санках. 5) Во дворе было много детей. 6) Мальчик с девочкой дружно лепили снеговика. 7) Витя катался на коньках. 8) А Валя каталась с горки на санках. 9)Ваня и Лена пошли кататься на лыжах. 10) Все дети, были тепло одеты и весёлые. 11) Как здорово у нас во дворе!
Б) Рассказать по пиктограмме полученный текст.
-Молодцы! Теперь давайте прочитаем, что у нас получилось!
-Кто самостоятельно попробует рассказать?
-Давай Нина ты расскажешь, ты так красиво ручку держишь!
-Молодец! Кто ещё попробует?
-Молодцы!
7. Итог урока. 2 мин
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
-Ребята, наша прогулка закончилась! Вам понравилось?
-Юра, тебе, что понравилось больше?
-А тебе Настя, что больше понравилось?
-Какую оценку вы себе поставите! Объяснить свой ответ!
-Ребята, спасибо вам за отличный урок!
8. Организация перемены.
Перемена 5 минут в классе и 5 в коридоре!
В классе:
-Урок окончен! Дежурные дневник наблюдений заполнен? Давайте заполнен!
-А сейчас мы с Вами поиграем! У нас с вами есть настольные игры, предлагаю вам дружно сесть и поиграть!
В коридоре:
Собрать два класса 5 и свой класс 4-ый. Разделить детей на 2 команды: мальчики и девочки.
-Ребята, давайте выйдем в коридор на переменку!
-Сейчас мы поиграем, в игру на внимание, а ребята из 5-го класса нам помогут.
-Вам нужно разделиться на 2 команды: девочки и мальчики.
-Вы будете искать предметы геометрических форм.
-Мальчики ищут в коридоре предметы квадратной формы, которые похожи на квадрат.
-А девочки ищут предметы круглой формы.
-Вам дана 1 минута, команда, нашедшая большее количество предметов побеждает!
-Начали!
Минута прошла.
-Давайте подведём итоги, что искали мальчики? Перечислите, а мы посчитаем!
-Молодцы! А теперь девочки!
-Молодцы ребята! А Сейчас пройдём в класс и уберём с вами наши рабочие места!