Ольга Геннадьевна Мартиросян
Конспект урока географии в 7 классе коррекционной школы «Зона тундры, положение на карте, рельеф и полезные ископаемые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели для ученика
1. познакомить с природной зоной тундры, с положением на карте, рельефом, полезными ископаемыми;
2. формировать умение понимать и читать карту, видеть под условными знаками настоящие объекты в природе;
3. воспитывать умение самостоятельно работать
Публикация «Конспект урока географии в 7 классе коррекционной школы „Зона тундры, положение на карте, рельеф и полезные ископаемые“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Положение конкурса. Образцы положений
- Тундра. Природная зона
- Темочки
Цели для учителя: Сформировать представления учащихся о положении на карте, рельефе и полезных ископаемых зоны тундры
Образовательные:
- Проверить знания детей по теме «Северный морской путь».
- Познакомить с положении на карте, рельефом и полезными ископаемыми зоны тундры
- Научить ребят узнавать полезные ископаемые тундры по словесному описанию и визуально.
Развивающие:
- Развивать силу и устойчивость внимания.
- Совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения материала в процессе беседы и выполнения коррекционно – развивающих упражнений.
-Развивать словесно – логическую, образную и зрительную память, используя презентацию.
- Развивать импрессивную и экспрессивную стороны речи.
-Расширять активный словарь по средствам знакомства с новыми словами.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы в результате выполнения индивидуальных и групповых заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать активность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать экологическую культуру.
Тип урока изучение нового материала Форма урока : урок открытия нового знания.
Опорные понятия, термины: равнинная поверхность, болотистая местность, названия островов и полуостровов, названия полезных ископаемых Новые понятия : тундра, лесотундра, пурга, многолетняя мерзлота
Формы контроля
Географический диктант, опрос, самостоятельная индивидуально-дифференцированная работа, дидактическая игра Домашнее занятие: прочитать стр. 49 – 51 учебника.
Научиться показывать на карте зону тундры, полуострова, острова, моря. Выполнить задание 2 на стр. 51 учебника
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД, БУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
1. Организация учебной деятельности
1. Эмоциональный настрой.
2. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, ручка)
Внимание! Проверь,дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка! Все, что надо под рукой? Здравствуйте, садитесь Готовятся к восприятию. Поздоровались, сели. - коррекционные игры и упражнения
Самоопределение (личностные) постаралась настроить учащихся на работу и ознакомила их с ближайшими перспективами урока.
2. Проверка домашнего задания
Задаю вопросы:
- посмотрите на глобус, почему у него белая шапка?
- как называется эта природная
зона?
- назовите острова расположенные в этой зоне
- назовите моря, которые омывают эти острова?
- какой климат в Арктике?
- что можно сказать о растительном покрове? Работают с глобусом, отвечают на вопросы. Работают по приложению к учебнику «География России», называют острова, моря Арктики - самостоятельная индивидуальная работа;
- фронтальный опрос;
- коррекционные игры и упражнения
Развитие монологической речи (Коммуникативные)
Умение извлекать информацию из различных источников (Познавательные) Умение осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками и с взрослыми – (Коммуникативные) Умение выделить, что усвоено (Регулятивные) Закрепить пройденный материал с помощью выполнения коррекционно – развивающих заданий различного характера
3. Мотивация к учебной деятельности Целеполагание.
Сегодня мы продолжим с вами знакомство с природными зонами, с положением на карте, рельефом и полезными ископаемыми. Ответьте на вопрос: какая зона находиться южнее зоны арктических пустынь? Побуждаю учащихся к осознанию темы урока, после того как учащиеся её проговорят, подвожу итог показывая соответствующий слайд. Проговариваю цели урока Предположения учеников. Определяют природную зону. Озвучивают тему урока, записывают в тетрадь. Знакомятся с целями урока - самостоятельная индивидуальная работа;
- беседа
Умение извлекать информацию из различных источников (Познавательные) Смыслообразование (установление связи между целью и ее мотивом) (Личностные) Организовать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению новой темы.
4. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний.
Знакомлю, рассказывая, с географическим положением, почвой, сопровождая показом презентации.
Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана и некоторые острова. На востоке тундра протянулась узкой полосой вдоль побережья Берингова моря.
Тундра расположена над мёрзлыми грунтами, которые оттаивают лишь летом на 0,5 – 2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит и воздух. Почвообразование замедленно. Вечная мерзлота сохраняется из-за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры. Низкие температуры зимой способствуют промерзанию почвы, а короткое лето не позволяет почве оттаять на значительную глубину. Таким образом, тундра – болотистая безлесная местность. Проблемный вопрос. Чем отличается зона тундры от зоны арктических пустынь? Откройте учебник на стр. 49. Рассмотрите внимательно карту. Каким цветом на карте природных зон отмечена тундра? Прочитайте 1 абзац на стр. 49 Скажите, от какого полуострова на западе и, до какого на востоке протянулась тундра? (+ я на доске заполняю таблицу) Прочитайте 2 абзац на стр. 49. Назовите острова, которые относятся к зоне тундры. Записывают в тетрадь определение «тундра», знакомятся с особенностями географического положения, почвой в этой природной зоне.
Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы по карте и тексту учебника. Списывают с доски в тетрадь таблицу «Полуострова и острова»
- работа с тетрадью, учебником,
- беседа
- чтение статьи и беседа по прочитанному
- запись в тетрадь определения
(Познавательные) – работа с
информацией
Смысловое чтение – (Познавательные)
Поиск и выделение необходимой
информации (Познавательные)
Поиск информации, развитие
умения работать с разными
источниками информации - Познавательные)
Формирование коммуникативной
Компетентности (Личностные)
сформировать у учащихся конкретное представление о географическом положении тундры.
Сообщение нового материала в виде рассказа с опорой на наглядность (компьютерная презентация, было осуществлено первичное обобщение нового материала.
5. Физкультурная пауза Организую физкультурную паузу
Я по природным зонам иду (ходьба на месте,
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в
стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать
(приседания,
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала
(рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой
рукой провести справа влево)
А огромный серый слон
(круг руками)
Посылает нам поклон
(наклоны вперед).
Мы прогулку завершим
(ходьба на месте)
И за парты поспешим
(садятся на свои места) Выполняют упражнения. - коррекционные игры и упражнения
Формирование ценности здорового образа жизни Снятие физического, интеллектуального и эмоционального напряжения
6. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний Рассмотрите рис. 48 на стр. 50
Что вы видите?
Что вы можете сказать о
поверхности, изображенной на
рисунке?
Если мы рассматриваем
поверхность, значит, будем
говорить о рельефе.
Скажите, что называется рельефом?
Рассказ о полезных ископаемых.
Недра нашей страны богаты
различными полезными
ископаемыми. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.
Откройте стр. 2-3 в приложении. Давайте посмотрим и определим, какими полезными ископаемыми богата зона тундры? Скопление полезных ископаемых образуют месторождения. На Кольском п-ве находятся залежи апатитов, из которых делают минеральные удобрения для с/х. В районе р. Печеры и г. Нарьян-Мар находится Печорский каменноугольный бассейн. На севере Западно-Сибирской равнины находятся богатейшие месторождения газа. Около г. Норильска ведется добыча меди, никеля. На Чукотском п-ве имеются залежи золота, ртути и олова. Названия полезных ископаемых выведены на экран Демонстрация фото полезных ископаемых на слайдах Отвечают на вопросы, работая с рисунком в учебнике.
Делают запись в тетрадь:
«Поверхность - равнинная».
Работают с физической картой.
Определяют по физической карте,
какие полезные ископаемые
добывают в тундре.
Делают запись в тетрадь о полезных
ископаемых добываемых в тундре.
Дидактическая игра «Полезные ископаемые» - работа с тетрадью, учебником,
- беседа
- чтение статьи и беседа по прочитанному
- запись в тетрадь
Умение работать с разными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой (Познавательные) Умение выделить и осознать, что усвоено (Регулятивные) сформировать у учащихся конкретное представление о географическом положении тундры.
Сообщение нового материала в виде рассказа с опорой на наглядность (компьютерная презентация, было осуществлено первичное обобщение нового материала.
7. Итог урока. Закрепление изученного материала. Оценивание Вернуться к проблемному вопросу, заданному в начале урока. Слайд с вопросами:
- о какой природной зоне мы
говорили?
- каким цветом она обозначена на карте?
- выберите правильный ответ:
тундра это –
а) местность, покрытая ледниками;
б) болотистая безлесная местность.
-какие полезные ископаемые
добывают в тундре?
Совместно подводим итоги
практической деятельности,
анализирую и оцениваю
деятельность обучающихся на уроке, в соответствии с
поставленной целью в начале урока.
Осуществляю комментированное
оценивание. Отвечают на вопросы
По возможности анализируют свою
деятельность на уроке
Географический диктант - самостоятельная индивидуальная работа;
- фронтальный опрос;
- коррекционные игры и упражнения
Умение делать выводы Познавательные) Умение выделить и осознать, что усвоено (Регулятивные) закрепить знания и умения учащихся по новой теме, систематизировать усвоенный материал.
Сделать вывод и подвести итог уроку. Оценить работу класса. Проверить понимание изученного материала, степень его усвоения
8. Домашнее задание Прочитать стр. 49 – 51 учебника. Научиться показывать на карте Зону тундры, полуострова, острова, моря. Выполнить задание 2 на стр. 51 учебника. Записывают домашнее задание. Определяют план деятельности по реализации учебной задачи (Регулятивные) Самоопределение (Личностные) Дать домашнее задание