Османова Алия
Конспект урока чтения (обучение грамоте) по теме «Повторение изученных букв. Знакомство с рассказами Л. Н. Толстого»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Повторение изученных букв. Знакомство с рассказами Л. Н. Толстого»
Цели:
- продолжить работу над формированием навыка чтения;
- формировать навык грамотного письма.
Учебные задачи:
- формировать умение «видеть» букву;
- умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
Публикация «Конспект урока чтения (обучение грамоте) по теме „Повторение изученных букв, Знакомство с рассказами Л, Н, Толстого“» размещена в разделах
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
- учить характеризовать героев (выделять признаки);
- формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости;
- учить работать в парах, группами, сообща.
Учебные умения:
- видеть орфограммы в словах;
- правильно, грамотно формулировать предложения;
- различать понятия «звук», «буква»;
- анализировать произведение;
- выражать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам героев;
- характеризовать героев произведения.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: здоровьесберегающие технологии способом «подвижного» обучения.
Оборудование: учебник «Русская азбука» для 1 класса В. Г. Горецкого, плакат с пословицей, магнитная азбука, слоговая таблица, таблица согласных, таблички с чертами характера, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями, с тестами, картинки с изображением мальчиков, «пушистиков», указка, молоточек.
Ход урока
1. Мобилизующее начало.
Хоровое проговаривание.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Дети садятся.
II. Сообщение темы урока.
На доске плакат с пословицей
- Прочитайте предложение. Как вы думаете, что это? (пословица).
Хоровое чтение пословицы.
Дети объясняют, как понимают слово «худо».
- Я предлагаю этой пословицей обозначить тему нашего урока. А в конце урока, я, думаю, нам удастся, как можно полнее раскрыть смысл этой пословицы.
- Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Оглянитесь, как много интересного вокруг. Но, в любом путешествии необходимо соблюдать определенные правила.
На стене висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.
Не выкрикиваем
Не перебиваем друг друга
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща
Дети садятся.
- Дети, возьмемся за руки, чтобы почувствовать помощь товарища. Закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
III. Работа в группах. Постановка цели урока.
- Составим слоги: I группа составляет слоги из букв, над которыми написаны зеленые цифры, II группа – из букв, над которыми написаны цифры оранжевого цвета, III группа – из букв, над которыми написаны цифры синего цвета. (Работа в группах).
Проверка. На доске перевернутые слоги маль ки чи
- Это – мальчики.
(Вывешиваются картинки с изображением мальчиков).
- Оставим мальчиков у нас в гостях? Они хотят посмотреть, чему вы научились, а еще просили вас по их поступкам определить, присущие им черты характера. Выполним их желание? (да).
Итак, цель урока…
Дети читают на обратной стороне доски:
Повторить изученное. Определить черты характера мальчиков.
- Закроем глазки, проговорим: «Мы выполним нашу задачу»
III. Повторение изученного.
1. Различение звуков, букв.
-Из чего мы составили слово «мальчики»? (из слогов).
Слоги? (из букв). Сколько в слове «мальчики» букв, звуков? (8 букв, 7 звуков). Почему? (мягкий знак не обозначает звука)
- Можно ли оставшиеся буквы разделить на группы? (Да, можно разделить на 2 группы: на буквы, обозначающие гласные, и на буквы, обозначающие согласные)
- Перед вами 2 инструмента: молоточек и указка. Указка будет у дирижёра, чтобы «пропевать» гласные, а молоточек, чтобы стучать по согласным.
- Гласными называются те звуки, которые (продолжают дети) можно пропеть, протянуть и они не встречают во рту преграду.
- Согласными называют те звуки, которые (продолжают дети) нельзя пропеть, протянуть и они встречают во рту преграду.
К доске выходит ученик - дирижер. Дети встают. Дирижер сначала берет указку, показывает в слове «мальчики» на буквы, обозначающие гласные (Дети «пропевают» их).
Дирижер молоточком стучит по буквам, обозначающим согласные звуки. Дети произносят их. (Звук «л» – мягкий, так как мягкий знак смягчает согласный, звук «к» – мягкий, так как гласная «и» указывает на мягкость согласного)
- Постучим молоточком по таблице согласных. (Таблица висит на стене класса. Дети поворачиваются к стене).
Б К З Т Р М Н В З Р Ш Л Н С Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Щ Г Х Р
Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж
Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П
Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В Ц
К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т
Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В
Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К
Учитель стучит молоточком сначала по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали.
Учитель обращает внимание детей на буквы «м», «л», «ч», «к», обозначающие согласные звуки:
Попробуй, узнай, кто из них лишний?»
- Лишняя буква «ч», так как она обозначает только мягкий звук «ч» (т. е. он всегда мягкий, а остальные буквы имеют мягкий звук и твердый звук.
- Назовите еще буквы, обозначающие только мягкий звук (Щ, Й, буквы, обозначающие только твердый звук. (Ж, Ш, Ц).
2. Повторение изученных орфограмм. Чтение открытых слогов
- А зачем нам это знать?
- Нам необходимо это знать, чтобы писать грамотно, без ошибок. Мы знаем орфограммы : ЧА – ЩА - пиши с гласной «а». ЧУ – ЩУ – пиши с гласной «у». ЖИ – ШИ – пиши с гласной «и». (Опорные таблицы с орфограммами висят выше доски)
- А мальчики увидели в нашем классе орфограммы в словах на доске. Ваши глазки такие же зоркие?
Дети находят орфограммы в табличках с правилами поведения, которые висят на доске. В слове сообща орфограмма «Ща – пиши с гласной «а», в слове слышим орфограмма «ШИ – пиши с гласной и», в слове друг – парный согласный, проверочное слово «нет друга», в слове работать орфограмма «ь»
Не выкрикиваем
Не перебиваем друг друга
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща
Гимнастика для глаз (зажмурили глазки, открыли, повторить 8 раз).
IV. Определение черт характера мальчиков
- Садимся на стульчики. Вернемся к цели нашего урока. Изученное повторяем. (Учитель указывает на написанную на доске цель). А вот про черты характера мальчиков забыли. Мальчики не обманули родителей, а сказали правду, что пошли к нам на урок, значит они какие?
- Они правдивые, честные (на доску вывешиваются таблички с чертами характера по мере их определения)
правдивые
честные
- Какие аккуратные таблички мальчики сделали для нас, они старались. Значит, мальчики какие?
аккуратные
трудолюбивые
старательные
- Мальчики увидели, нашли все орфограммы. Значит, они какие?
наблюдательные
внимательные
- Назовем еще раз все черты характера мальчиков. Эти черты характера какие, положительные или отрицательные?
- Положительные, хорошие. Значит, и мальчики хорошие, воспитанные.
воспитанные
V. Работа в парах.
- Каждой паре мальчики предлагают кроссворд с заданием: прочитать слова и сосчитать, сколько черт характера указано в кроссворде.
п р а в д и в ы е
в о с п и т а н н ы е
т р у д о л ю б и в ы е
с т а р а т е л ь н ы е
а к к у р а т н ы е
н а б л ю д а т е л ь н ы е
- Ребята, задумайтесь, кому из вас присущи эти черты характера?
Физминутка
VII. Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого
- Учитель подходит к шкафу, где оформлена выставка книг, прикреплен портрет Л. Н. Толстого.
Учитель сообщает краткие сведения о Л. Н. Толстом, знакомит детей с выставкой, говорит, что, если нет книг Л. Н. Толстого, то их можно взять в библиотеках.
Работа с учебником
Открываем «Азбуку», с. 220. Я прочитаю рассказ, а вы внимательно прослушайте и ответьте на вопросы: Как зовут мальчиков? Какая черта характера проявилась в данной ситуации? Как она их характеризует?
- Мальчиков зовут Петя и Миша. Они оказались жадными.
VIII. Жужжащее чтение
- Почему мама забрала у мальчиков коня? Бывали ли с вами такие же ситуации? Что предлагаете сделать Мише и Пете?
- Попросить у мамы прощения и играть дружно.
IX. Чтение в группах по ролям
- Мне так не хочется вешать табличку со словом «жадные».
Дети предлагают простить мальчиков.
X. Итог урока
- Вернемся к теме нашего урока. Как теперь понимаете смысл пословицы?
- Мальчики не уступили друг другу, не сделали добро, вот и остались без игрушки.
- Удалось ли нам выполнить намеченную цель урока? (Обращаемся к цели урока, написанной на доске.)
- Цель урока выполнили.
- Что нового узнали на уроке?
- Узнали, что по поступкам можно определить черты характера человека. Поступки бывают отрицательные и положительные.
XI. Рефлексия.
Детям предлагается тест, где написаны черты характера:
правдивые
честные
аккуратные
трудолюбивые
внимательные
наблюдательные
добрые
Поставьте знак «+» около тех черт характера, которые присущи вам.
- Понравился ли вам урок? Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас. (У каждого ребенка картинка с изображением «пушистиков»)
XII. Домашнее задание (по выбору).
- Прочитать рассказ;
- Прочитать рассказ, продолжить его;
- Придумать свою версию данной ситуации.