Светлана Глушко
Конспект учебного занятия «Времена года — часы» с учащимися 2 года обучения ШДТ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
___
Конспект учебного занятия
на тему:
"Времена года – часы»,
проведенного педагогом дополнительного образования
по познавательно-речевому развитию старших дошкольников
Глушко Светланой Петровной
с учащимися 2 года обучения ШДТ «Занимайка»
на базе МБОУДО «ДДЮТ Всеволожского района»
Публикация «Конспект учебного занятия „Времена года — часы“ с учащимися 2 года обучения ШДТ» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Младшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
18 мая 2023 года
Всеволожск
2023
Наименование детского объединения: ШДТ «Занимайка».
Возраст учащихся : 6 лет (2 год обучения).
Тема занятия : «Времена года – часы».
Место занятия в программе : раздел «Формирование элементарных математических представлений», подраздел «Ориентировка в пространстве и времени», дополнительной общеразвивающей программы «Учение с увлечением».
Уровень сложности – средний.
Цель: развитие временных представлений через закрепление знаний о последовательности месяцев в году и знакомство с основными правилами определения времени по часам.
Задачи:
Обучающие :
• закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, порядок расположения чисел внутри числового ряда 1-10;
• повторить названия календарных месяцев, их последовательность в течение года;
• познакомить с основными правилами определения времени по стрелочным часам в пределах целого часа.
Развивающие:
• развивать любознательность;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• развивать самостоятельность при выполнении заданий.
Воспитательные:
• воспитывать прилежание и аккуратность;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, умение сотрудничать при выполнении совместных заданий.
Форма занятия : практическое.
Форма организации работы с учащимися : групповая.
Вид занятия : комбинированное.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Технологии: игровые, развивающего обучения, здоровьесберегающие.
Структура занятия :
Этапы занятия Время, мин.
1. Вводная часть 2
2. Основная часть 24
3. Заключительная часть 2
Планируемые результаты:
личностные:
активизация познавательного интереса;
воспитание самостоятельности;
формирование на первичном уровне «чувства времени»;
метапредметные:
развитие самостоятельности при решении учебных задач;
развитие элементарных навыков сотрудничества;
предметные:
закрепление знаний чисел в пределах числового ряда 1-10;
закрепление знаний о последовательности месяцев в году;
знакомство с основными структурными компонентами стрелочных часов;
знакомство с правилами определения времени по стрелочным часам в пределах целого часа.
Дидактические наглядные и раздаточные материалы:
Раздаточные материалы: карточки с цифрами от 1 до 12, карточки с названиями месяцев, листы с заданием, простые карандаши.
Наглядные пособия:
1. Карточки с числами 1-12.
2. Карточки с названиями месяцев и времен года.
3. Демонстрационное пособие «Времена года – часы».
Игровой материал: разрезная картинка «Двенадцать месяцев».
Литература:
1. Колесникова Е. В. Математические ступеньки. – М. : ТЦ «Сфера», 2017.
2. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
3. Стихи о месяцах.
Занятие было проведено с группой учащихся 2 года обучения 18 мая 2023 года. Состав группы – по списку 13 человек, на занятии присутствовало 11, из них 4 мальчика и 7 девочек. Возраст детей – 6 лет.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте сделаем маленькую разминку, чтобы у нас было отличное настроение. Встаньте все рядом со своими стульчиками и повторяйте за мной все движения:
Мы сначала будем хлопать,
Раз – два – три,
А теперь мы будем топать,
Раз – два – три,
Мы тихонечко присядем,
Раз – два – три,
А потом мы быстро встанем,
Раз – два – три,
Повернемся,
Раз – два – три,
И друг-другу улыбнемся.
Молодцы, у вас отлично получилось. Настроение хорошее? Готовы заниматься?
Сегодня мы с вами поговорим о времени, о больших и малых его частях, о способах его определения.
2. Основная часть.
Повторение числового ряда и соседей чисел 1-10.
Сначала мы повторим все вместе прямой и обратный счет от 1 до 10 и обратно. Как мы выстраиваем числовой ряд? От меньшего числа к большему и слева-направо. Вы все хорошо это умеете делать.
Дети хором повторяют числовой ряд от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
А сейчас для вас будет задание посложнее. Я скажу вам число, а вы назовете его соседей. Какие числа мы называем «соседями»? (правильно, те которые стоят справа и слева от числа)
Педагог называет число, а дети с места отвечают по очереди.
Следующее задание на внимание. Сейчас я вам раздам карточки с числами. Аккуратно, не показывая соседям, посмотрите и запомните, какое число к вам попало. Я буду хлопать в ладоши, а вы внимательно слушайте и считайте, сколько хлопков я сделала. Тот, у кого карточка с тем числом, которое я прохлопала, поднимает свою карточку и называет число, а другие его проверяют. Все понятно? Начали!
Проводится игра на развитие слухового внимания.
Следующее задание – игра «Цепочки». Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Что вы на них видите? (цепочки с цифрами и пустыми кружочками) Вам нужно восстановить числовые ряды цепочек, вписав недостающие цифры. Будьте внимательны, начало цепочки – у бантика.
Учащиеся выполняют задание на карточках.
Молодцы, все хорошо справились!
Распределение месяцев в году по порядку.
Вы любите сказки? Я тоже их люблю. У меня есть любимая сказка, которую вы все наверняка знаете. А что это за сказка, вы сможет отгадать, если все вместе соберете картинку, части от которой я вам сейчас раздам. Будьте внимательны и аккуратны.
Дети собирают картинку. Педагог в это время вешает на доску демонстрационное пособие «Времена года – часы».
Картинка готова. Кто узнал, какая это сказка? (Двенадцать месяцев)
Слушайте меня, я вам загадаю загадку.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
Что это? Конечно, двенадцать месяцев. Посмотрите на доску – там у нас висит календарь природы в виде круга, разбитого на времена года и месяцы. Сколько у года времен? (четыре) А сколько месяцев? (двенадцать)
Давайте поиграем в игру «Двенадцать месяцев». Сейчас я вам раздам карточки с названиями месяцев. Посмотрите на свои карточки и на карточки своих соседей. На что вы обратили внимание? (они разного цвета, на них написано число и слово – название месяца) А почему они разного цвета? (четыре времени года) На синих карточках написаны названия зимних месяцев, на зеленых – … (весенних). Красные карточки – … (лето, желтые – … (осень) Кроме названия месяца на карточках еще написано число? Кто мне скажет, что оно обозначает? Правильно, это порядковый номер месяца в году. С какого месяца у нас начинается год? Какой месяц первый? (январь) Сейчас я буду называть вам время года, а вы поднимете свою карточку с месяцем, который относится к этому времени года, скажете его название и порядковый номер.
А теперь мы с вами выстроим рядом с календарем месяцы по порядку, чтобы получилось солнышко. Я называю время года, а те ребята, у кого карточки с месяцами этого времени года, выходят ко мне, и прикрепляют карточки с названиями месяцев в виде лучиков на нашем календаре.
Молодцы, садитесь на свои места. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось.
А сейчас мы с вами проведем физическую разминку.
Физкультминутка.
Проводится разминка, стихотворение (автор Л. Слуцкая) с движениями.
Дом – двенадцать этажей,
Назови жильцов скорей!
Вот на первом огоньки,
Здесь январские деньки.
На втором февраль могучий,
Снегом набивает тучи.
Выше март жильё нашёл,
Лужами залит весь пол.
Вот апрель, ему все рады,
Посадил кругом рассаду.
Май раскрыл пошире окна,
Чтоб в квартире всё просохло.
Вот июнь, июль и август,
Всем они приносят радость.
Где сентябрь, там стол богатый,
Угощайтесь все, ребята!
У окна октябрь вздыхает,
Лето с грустью вспоминает.
Вот ноябрь, пойдёмте выше,
Там у декабря под крышей
Новогодний ждёт сюрприз.
И скорей на лифте вниз!
Определение времени по стрелочным часам.
А сейчас послушайте еще одну загадку.
Нет ног, а хожу…
Рта нет, а скажу
Когда спать,
Когда встать,
Когда работу начинать.
Что это? (часы) Из каких частей они состоят? (циферблат, две стрелки, короткая и длинная, числа)
Для чего нужны часы? (определять время; знать, который час)
Сейчас мы с вами потренируемся определять время по часам.
Что обозначает длинная стрелка? (минуты) А короткая? (часы)
Я буду показывать на этих часах разное время, а вы будете его называть.
Молодцы! А сейчас вы будете работать самостоятельно на карточках.
Педагог раздает картинки с заданием.
Я прочитаю вам шуточное стихотворение про кота Антипа. Этот котик изображен на ваших картинках. В стихотворении рассказывается о режиме жизни кота Антипки, что и в какое время он делает. Внимание.
Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне ел сосиски,
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался.
В шесть тащил сельдей из кадки.
В семь играл с мышами в прятки.
В восемь хитро щурил глазки.
В девять ел и слушал сказки.
В десять шел к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
Какие моменты жизни котика изображены на ваших картинках? Теперь внимательно слушайте еще раз. Вам нужно будет узнать и правильно поставить время к каждой картинке.
Педагог четко и медленно читает стихотворение еще раз.
Кто что запомнил, отметьте на своих картинках.
Теперь слушайте мои вопросы. Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану? (три часа)
Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (семь часов)
Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (шесть часов)
Сколько времени было на часах, когда кот хитро щурил глазки? (восемь часов)
Все отметили время на своих карточках. Теперь проверяем.
Педагог показывает на демонстрационных часах время с параллельным чтением строк стихотворения, относящихся к заданиям на карточке.
Заключительная часть, подведение итогов.
Молодцы! Вы можете забрать свои карточки домой, раскрасить этого чудесного котика и рассказать о нем своим родителям.
Чем мы сегодня занимались? (повторяли числа от 1 до 10, названия и последовательность месяцев в году, определяли время на часах)
Какое задание вам больше всего понравилось?
Молодцы! Все работали, старались!
Перед выходом из кабинета прикрепите магнит под радостным смайликом, если занятие понравилось, или под грустным – если не понравилось.
До свидания, занятие закончено.